Меню

Газета "Версия: "Электрический пес выводит на ночных снайперов"

8 июня 1999

автор - Олег Пшеничный
музобозреватель газеты "Версия"

С промежутком в неделю в Москве состоялись два знаменательных концерта питерских коллективов. Во Дворце молодежи - группа "Аквариум" с программой "Электрический пес: Последний концерт в Москве", а в клубе "ОГИ" - группа "Ночные снайперы" со своим первым концертом в столице. Это совпадение похоже на смену караула. Тем же, кто хорошо знает оба коллектива, знак бесповоротной смены поколений ясен, как автомобилисту - дорожный знак "Остановка запрещена". Впрочем, если вы постараетесь, с гаишником можно и договориться, что многие на музыкальной сцене нередко с успехом и делают.

Знаменательны даже залы и компании-организаторы.

Место: МДМ - пристанище случайного и неосмысленного развлечения, кто платит - тот здесь и прав. "ОГИ" - штаб-квартира продюсерской группы "Ы" - малюсенький, но уже знаменитый клуб, магнит для творческой молодежи, жестко отбирающий программу и зорко смотрящий в будущее.

Хозяева: "Фили" - оплот альтернативы, взращенной и состоявшейся в начале восьмидесятых. "ОГИ" с группой "Ы" ищут альтернативу кумирам прошлого, приглашают на свои концерты совсем новых, в широких кругах неизвестных, но обязательно имеющих будущее артистов.

Борис Гребенщиков начиная с 1982 года примерно семьсот пятнадцать раз объявлял о своем последнем концерте. Если внимательно рассмотреть афишу, то можно предположить, что последним было исполнение песни "Электрический пес", само упоминание которого - знак старшему поколению меломанов, поклонникам того "по-хорошему худого" воина, который, идя против течения в 1980-1986 годах, создал вместе со своими ровесниками собственное течение, постепенно потерявшее берега и постепенно застывшее в рукотворной парадоксальности, печальной, как Рыбинское водохранилище. Когда-то "Аквариум" был группой индивидуальностей, сегодня на сцене стоят великий БГ и шесть анонимных музыкантов, более-менее талантливо выполняющих норму звука на квадратный куплет песни. Люди - поклонники, фэны, единомышленники - были рады совершить экскурсию в прошлое, но печально то, что открытий, прорывов, радости прозрения "остановись мгновение" не ожидали ни с той, ни с другой стороны рампы. Плохая дикция Бориса Борисовича, наложившись на невнятный звук, помешала расслышать две-три новые песни, прозвучавшие в концерте, но было ли это принципиально? Говоря искренне, я всегда был ЗА Гребенщикова в принципе, и БГ заведомо лучше, чем любая взятая наугад песня русского МТВ. Но что с того?

Я боюсь перехвалить "Ночных снайперов", существующих пять лет, но за пределами Питера малоизвестных. В Петербурге они уже получили признание и выступают в одной программе с лучшими артистами, а недавно к ним присоединилась ритм-секция "Наутилуса", отменные басист и ударник Гога Копылов и Алик Потапкин. Но в центре внимания - изумительно органичный дуэт двух певиц, аккомпанирующих себе на гитаре и скрипке, - Светлана Сурганова и Диана Арбенина, от начала и да конца самостоятельно создающие оригинальный репертуар и исполняющие его на два голоса. Собственно, в "ОГИ" они и выступили вдвоем.

Они опасались, что длинный двухчасовой концерт утомит публику, но публика, переполнившая в тот вечер клуб, решительным образом вызвала "Снайперов" на бис и наслаждалась открытием совершенно новых для себя песен, уникальных образов и буквально арифметического доказательства, что при наличии таланта и самоотверженности никаких проблем в России сегодня в создании оригинальных, ни на что не похожих, глубоких и сильных песен нет. Пусть репертуар этот слегка неровен, а метафоры грубоваты, пусть артистки порой неловко кокетничают, а в звуках и словах слышны явные заимствования. В момент поиска и риска это простительно.

Я не хотел бы, чтобы в Москве состоялся действительно последний концерт БГ. И меня не смущает, что "Снайперы" малоизвестны. Если не строить свое впечатление на предавшем нас телевидении - процесс идет, и на этих двух концертах можно было понять, что мы не стоим на месте, не закопались еще в ворохе вчерашних газет. Будущее наступило.

Источник: "Версия", 08.06.1999

Видео:

Фото:

География события:

Москва, Россия

Теги:

пшеничный, версия, публикации, проект оги