Меню

"Музгазета": "Земфира Ночным Снайперам - Давайте не теряться!"

15 января 2000

дата указана приблизительно

 

Андрей ЮДИН 

Модную группу НОЧНЫЕ СНАЙПЕРЫ анонсируют на афишах как "самую рок-н-ролльную в Питере". Это скрипку-то и акустическую гитару?..

Передаю свои ощущения. Сидишь в крохотном, всего на сорок мест, "Чаплин-клубе". На сцене - две милых леди, Диана Арбенина и Светлана Сурганова. Слушаешь одну их песню, вторую... Вроде интересно, необычно, но не более. А вот на третьей песне тебя вдруг начинает пробивать: ты уже сам резонируешь, как скрипичная струна. Это, наверное, и есть тот самый драйв, без которого нет рок-н-ролла...

В принципе, СНАЙПЕРЫ давно уже не акустический дуэт. Прошлым летом к девушкам присоединилась ритм-секция бывшего НАУТИЛУСА, вместе с которой пришло и плотное электрическое звучание.

Группа уже полюбились привередливой Москве, съездила с концертами по России. На ОРТ показали клип, снятый на песню "Колыбельная по-снайперски". На их концерт в российской столице пришла Земфира, послушала, а потом... пригласила к себе домой. Всю ночь просидели, выпивали, общались. Как сказали "снайперши": "Это не было тусовкой - это было впитыванием личностей".

- Вам повезло дважды: в первый раз - когда вас услышал в Интернете Саша Канарский, американец русского происхождения, и предложил спонсорскую помощь; и второй раз - когда поклонники помогли вам выпустить двойной диск ("Капля дегтя" и "В бочке меда"). Можно рассматривать это везение как случайность?

- Каждая случайность закономерна, так что наш вариант - не случайность. Мы просто к этому целенаправленно шли, мы не знали, как это будет, но ощущение удачи, безусловно, было.

- Вело ощущение "своей звезды"?

- Да.

- А что еще было судьбоносного?

- Да то, что мы вообще встретились. Диана жила в Магадане, Света - в Питере. Из разряда "чуд" и то, что наш директор Светлана Лосева подогнала под нас ритм-секцию НАУТИЛУСА. Просто, как товарный вагон, подогнала, и все срослось - это здорово. Нам обеим очень нравился НАУ всегда, просто кармическая группа для нас была. И так получилось, что НАУ развалилась и ребята остались не востребованы. Сегодня они с нами. Это барабанщик Алик Потапкин и басист Игорь "Гога" Копылов, чудные ребята, и мы им благодарны.

- Свою ритм-секцию вы, наверное, гоняете: ребята, вы нам нужны для того, чтоб делать нас более крутыми?..

- Нет. Мы рождаем идею, а музыканты ее оформляют. К примеру, "Колыбельную по-снайперски" довел до ума Гога. Она была просто колыбельная, а он сделал один рифф, на котором вся песня и держится. "Католический священник" - Алика заслуга. Он как-то ее гармонически собрал... Ребята - действительно музыканты и профи своего дела. А мы - идееносители. Front-girls...

- Имея в виду высокое качество текстов и музыки, вас называют женской ипостасью БГ. Это как - напрягает, льстит, вызывает смех?

- На самом деле все прикольно, потому что сколько людей, столько мнений. Нам очень нравится БГ, безусловно, но нам более понятно, когда нас все же сравнивают с НАУТИЛУСОМ и говорят (учитывая ритм-секцию НАУ): "У этих девчонок такой саунд НАУТИЛУСА!". Кто-то говорит о бардовской песне, о классических блюзах. Некоторые плечами пожимают: да, кайфово, ни на что не похоже и мы не можем подобрать вам определение.

- Как сами считаете, подошло бы вашему стилю такое определение: "жестокий романс с рок-н-ролльным драйвом"?

- Здорово!

- И все же в какой степени вас можно назвать "женской" группой? В чем это выражается? В подаче, музыке, текстах?

- В половом вопросе! Шутим. Хотя пол, конечно, довлеет, никуда от него не деться, и, слава Богу, нам он очень нравится. Другое дело, мы какие-то слишком сильные, мне кажется, для обыденного понимания женщины. Нет никаких вот этих "мур-р", все очень жестко. Без соплей.

- А песни вы вместе пишете?

- Нет. Процесс этот весьма интимный.

- То есть ваши тексты автобиографичны?

- Все. И когда пишется от мужского имени, а поется таким низким женским эротичным голосом... Зачем ретушировать свои чувства, если ты все равно чувствуешь так - от мужского лица?

- У вас есть призыв: давайте красиво переживать то грустное, что есть. Типа "печаль моя светла".

- Безусловно. Никакого отрицания, никакого декаданса.

- Кто ваш слушатель?

- Очень разношерстная публика - от бандитов до рафинированной молодежи. Вот именно это-то и радует. Главное для нас - слушатель должен быть незакомплексованным. Не нравится - говори, нравится - тоже говори, но только не сиди и не сжимайся, вот этого мы терпеть не можем!

- Цитирую: "Самый загадочный период нашей жизни - это работа в магаданском казино". Я представил вас на фоне магаданских братков - и жутко стало...

- Да, казино называлось "Империал", и мы проработали в нем пять лет... Ничего жуткого не припомним, а вот смешной случай был. Посетитель один раскачивался на стуле в такт нашим песням... и разломал его, просто в щепки! Стул же итальянский оказался. Дорогой!

У этой истории было продолжение, уже в Питере. Мы играли в таком тематическом месте - "Классик" называется. Исполняли песню "Тоска". И парня одного пробило (он был восточной национальности). Подошел и говорит: "Девчонки, еще раз спойте". Мы спели - никогда не нужно связываться. Он говорит: "Хорошо, еще раз". После этого пригласил нас за столик. Мы сели и спели "Тоску" уже в четвертый раз. После этого он сорвался, побежал, отрезал кому-то ухо - тут же началась разборка, - вернулся к нам, выпил водки и говорит: "О'кей, а теперь еще раз!".

- Я думал, он вам его подарил!..

- Кого? Ухо?.. Не-е-ет!

- Наверное, бесполезно спрашивать у вас, что Земфире и Маше с "медведями" в вас понравилось, - это у них надо спрашивать. Хотя когда вы давали первый концерт в Москве, успех был настолько потрясающим, что Маша Макарова непроизвольно сказала: "Как же я теперь после них на сцену-то выйду?". А что вас привлекло в Земфире и в Маше?

- В Земфире - смелость и, конечно, профессионализм. А что касается Маши... Нравится, что она, несмотря на все сложности, которые есть у нас всех, держится. Она намного младше, очень хрупкая, женственная, ей немножечко сложнее, чем Земфире. Земфира - там более жесткая харизма. Конкретно о Земфире - у нее совершенно обалденные голосовые данные, это женский вокал, который можно поставить в один ряд с Аллой Борисовной или Агузаровой.

- Вас, наверное, с Машей еще и то роднит, что она в Исландии сняла свой клип "Рейкьявик", а вы жили месяц в Дании...

- Мы там ничего не делали. Просто жили.

- Как вы сказали в одном интервью: "... и это расширило наше сознание".

- Безусловно!

- А нет желания обратиться к Востоку - в Китае, к примеру, месяц пожить, в Японии?

- С удовольствием!

- Вообще, Восток вам интересен?

- Очень интересен. Более того, мы симпатизируем буддизму, буддизм - это одна из величайших религий - ну, что тут еще скажешь?.. А я (это говорит Света Сурганова) использую для оздоровления какие-то асаны, я одно время очень увлекалась йогой, и, в общем, это поддерживает мой тонус.

- Планы?

- Тривиальные - петь, записывать альбомы и постоянно развиваться. Собираемся скоро лететь в Америку.

- Наверное, было бы супер, если б Сева Новгородцев пригласил вас в Лондон, поиграть акустику на "Би-Би-Си"...

- Кстати, о птичках: если речь пойдет о том, что мы выберем, я думаю, мы поедем в акустике. Unplugged. Это более прикольно.

Кстати, о приколах. Пресловутый миллениум НОЧНЫЕ СНАЙПЕРЫ встретили в поезде, который мчался сквозь ночную мглу из Минска в Питер. В купейном вагоне оказалось всего три человека - Диана, Света и проводница. "Девочки, может, что случилось? - допытывалась она. - В такой день только по скорбным делам ездят." Отнекиваясь, "снайперши" угощали сердобольную проводницу мартини: "Пейте, пейте! Это не вино, а такой компот!..".

- Новогодняя ночь в поезде - это вызов был?

- Ничего подобного. Просто дата достаточно необычная. Какая-то вся круглая, поэтому и встретить хотелось необычно. А потом, не хотелось обижать кого-то из друзей, к которым мы чисто физически не успели бы попасть, кого-то не успели бы навестить. И поэтому мы просто решили слинять.

И на закуску - для непосвященных. Однажды зимним магаданским вечером Диана Арбенина и Светлана Сурганова шли на работу в казино, где исполняли свои песни. Когда они переходили дорогу, на перекрестке тормознула машина. В открывшееся окно выглянул мужчина и, явно заигрывая, с усмешкой спросил: "На охоту собрались, девочки?". Видимо, чехлы, в которых были инструменты, в темноте показались ему винтовками... Так у дуэта появилось название - НОЧНЫЕ СНАЙПЕРЫ.

Музгазета, 2000.

Видео:

Фото:

География события:

Теги:

интервью, музыкальная газета, земфира