Меню

"Основные постулаты научного снайперизма". Второе ЛИСье интервью

12 сентября 2000

ВРАЧ (заходя в кабинет и с ужасом обнаруживая залитый лужами пол, потеки на стенах и подозрительные пятна на потолке): Бабуля! Я же вас просил только на анализ, в баночку!..
БАБУЛЯ:- И-и, милай! Я тебе что, снайпер, что ли?.. 



Как вы думаете, где в Питере чаще всего можно встретить снайпера? Думаете - в тире? Ошибаетесь. В Африке. В крайнем случае - в Зоопарке.. (Снайпер - в Зоопарке... Неплохо звучит, правда? Сразу вспоминается Берлин сорок пятого. Снайпер в Молоке - несколько приятнее. Оптимистичнее как-то, знаете ли. Во всяком случае - с нашей, ЛИСьей точки зрения...) Именно там вы можете встретить их чаще всего. Есть еще, правда, Спартак, но там звук хуже...
К ним приходят по-разному. Кто-то - случайно забредя на концерт, кто-то - так же случайно взяв у друга среди стопки прочих кассет, кто-то не менее случайно наткнувшись в интернете на сайт с их песнями. Иногда первая встреча происходит на выставках или фестивалях. Кто-то впервые слышит их песни у костров, в чужом исполнении, и приходит из-за одного только текста, а кого-то восхищает электрическое мясо. Вожатый в лагере, сосед по лестничной площадке, приятель, подруга, продвинутый питерский дядя, приславший племяннице в Заполярное мигом ставшую там хитом "Ложку дегтя..." Но как бы ты не пришел к ним - остаться при этом равнодушным и уйти становится уже невозможно. Они бьют в десятку. Сразу - и наповал. Они - снайперы. "Ночные снайперы". 
лис: Кто такие на ваш взгляд "ночные снайперы"? Как вы сами себя оцениваете? 
С. Сурганова: Поющая интеллигенция. 
лис: Вы специально на этот вопрос каждый раз отвечаете по-новому? Раньше были "Эстетствующие панки".. 
С. Сурганова: А как же! Каждый день - новый день. Ничто не может повториться. 
Д. Арбенина(мрачно): Ничего и никогда не повторится. 
лис: То, что вы "Ночные" - это что, образ жизни такой? 
С. Сурганова(в тон Диане): Смерти. 
Д. Арбенина: Безусловно. И то, что "ночные". И то, что "снайперы". Снайперизм - это не просто выход на сцену определенное количество раз в месяц. Это жизнь. Я очень часто говорю Светке... просто в жизни говорю: "Не забывай о том, что ты - СНАЙПЕР"... 
лис: А каковы основные постулаты снайперизма? 
Д. Арбенина: Хороший вопрос. Основные постулаты таковы: безукоризненная меткость и безумная доброта... 
С. Сурганова: По крайней мере - стремление к безукоризненной меткости. 
Д. Арбенина: Я тут разговариваю, между прочим. 
С. Сурганова: Да, и я тут тоже как бы... не компотом балуюсь. 
Д. Арбенина: Безукоризненная меткость и безумная доброта к тому, в кого ты хочешь попасть... Долг как способ жизни... Нежность, сконцентрированная в курке. 
С. Сурганова: Эк ты загнула! 
Д. Арбенина: Сказала как сказала... Если ты в своей кухне на стенке пишешь основной лозунг... Светик, сколько лет назад это было, когда мы на стенке написали, что Снайперизм могуч, живуч и дерзновенен? 
С. Сурганова: Года четыре назад. 
Д. Арбенина: Ну да, года четыре... Если ты корявым почерком заставляешь совершенно левого человека... 
С. Сурганова: Совершенно левого!.. 
Д. Арбенина: ...писать этот лозунг и живешь с ним... И вообще, все мое сознание просто пропитано. Понятно, почему нас называют культовой группой... 
С. Сурганова: Все достаточно осознанно. 
Д. Арбенина: Абсолютно осознанно. 
С. Сурганова: Хотя - на подсознательном уровне. 
Д. Арбенина: И никакого пафоса в этом нет. Ты задаешь мне прямой вопрос, я на него пытаюсь сформулированно ответить. То же самое, что попытаться посмотреть на себя со стороны. Это сложно... Давай теперь ты, Светик. 
С. Сурганова: Постулаты снайперизма? Ну, после тебя говорить - просто неблагодатно и неблагодарно. Неблагодарное занятие и неблагодатная почва. А, вот и чупа-чупс пришел. Я все-таки попытаюсь... Постулаты... Последнее время мы очень любим одно слово, характеризующие то, чем мы занимаемся и то, как мы этим занимаемся... Слово "чеснок". Предельно честный. Все должно быть предельно честным. С чувством собственного достоинства. 
Д. Арбенина: Он - не джентльмен. Нет, чтобы всем девушкам по чупа-чупсу принести. 
С. Сурганова: Честность и чувство собственного достоинства. Я за то, чтобы каждый человек обладал чувством собственного достоинства, потому что человек, уважающий себя, уважает и другого человека. И это во многом определяет и поведение, и стиль, и поступки, и образ мышления. Это нужно в себе культивировать. Человек, имеющий чувство собственного достоинства, не может себе позволить что-то сделать или сказать плохо. Это - марка. Это - фишка. Это - СНАЙПЕР. 
лис: А вы не боитесь потерять все это, став знаменитыми? Ведь с приходом богатства и популярности честность пропадает! 
С. Сурганова: Остается принципиальность. 
Д. Арбенина: Не, честность не пропадает. 
лис: Не боитесь потерять основы снайперизма, приобретя популярность? 
С. Сурганова: Это значило бы - потерять себя. Это уже не будут снайперы. Будет что-то другое. И называться будет как-то иначе. Мне бы, честно говоря, не хотелось этих метаморфоз. Очень бы не хотелось. 
Д. Арбенина: Нет, нужно постоянно идти вперед. И если тебя слушают все больше и больше людей... 
С. Сурганова: Дай откусить чупа-чупс! 
Д. Арбенина(растерянно): Ну... на... 
С. Сурганова: Вот видите? Вот это - снайперизм! 
Д. Арбенина(флегматично): Кто-нибудь еще хочет? (возвращаясь к прежней теме и менторскому тону) В этом ничего плохого нет. Просто нужно идти вперед, вперед, вперед... СВЕТИК!!! ПОШЛА ВОН!!! Ну что такое?! Ну я не понимаю! Ну я же хочу на палочке! Тут весь попс-то в палке, в длинной... Ты не понимаешь!.. 
С. Сурганова: Блин, опять фаллическая тема. 
Д. Арбенина: За вторым пойдешь потом сама. О чем мы говорили? Мы говорили о том, что когда мы начинали вообще петь, нас слушало, скажем, порядка пяти человек. Сейчас их больше. 
С. Сурганова: Шесть. 
Д. Арбенина: Но это же не показатель того, что мы теряем что-то. Петь пустому залу, пустым стульям - вот это показатель того, что ты что-то не догоняешь. Особенно - в музыке. Кстати, музыка очень отличается от живописи. В живописи можно весь век жить в бедности, а потом умереть, а перед этим отрезать себе ухо и так далее... 
С. Сурганова: А элитарная музыка? 
Д. Арбенина: Мы - элитарная музыка?! Окстись! 
С. Сурганова: А вообще, красиво звучит - "элитарная музыка"... 
Д. Арбенина: Да, безусловно, но я сейчас о снайперах говорю. Да, кстати, Светик, а твое мнение о снайперах? 
С. Сурганова: О, это классно. Мы стремимся объединить в себе культовость и... это слово, которое перед этим сказала, и уже забыла... 
Д. Арбенина: Элитарность? 
С. Сурганова: Да! Культовость и элитарность. 
Д. Арбенина: Снайперизм не забыла? 
С. Сурганова: Могу и забыть. У меня провалы в памяти. Две операции под наркозом - это очень тяжело. 
Д. Арбенина: Уши пришивали? 
С. Сурганова: Глаз пересаживали. Ну я же биоробот! Я же вся склеенная из разных частей. 
Д. Арбенина: Только нос родной. 
С. Сурганова: Нос родной, да. И левый глаз. А правый уже сгнил. Ну ладно... Так вот, еще раз - Культовость, Элитарность и ... э-э.. Съедобность. Для широких масс. Чтобы кто-то более умный видел элитарное. Да. А менее умный... более неумный... тоже себе какую-то отдушину находил. 
Д. Арбенина: Мне кажется, что каждый раз надо играть такую музыку... 
С. Сурганова: Универсальную. 
Д. Арбенина: Нет, не универсальную... Такую, которую каждый может либо принять, либо не принять. Но - обязательно как-то к ней отнестись. Равнодушие - это хуже всего. А вообще меня убивает пример Моцарта. 
С. Сурганова: Пример Моцарта? 
Д. Арбенина: Угу. 
С. Сурганова(доверительно): Ты знаешь, он меня убивает тоже. 
Д. Арбенина: У Паганини было даже не так. А Моцарт - это труба... Это такая классическая попса!.. 
С. Сурганова: Классическая попса... Хорошо сказано. Вообще, весь современный рок-н-ролл... его истоки откуда пошли, знаете? Моцарт! Бах, Бетховен, Моцарт, Паганини, конечно. Драйвовые и мелодичные ребята! 
Д. Арбенина: Да. А Битлз как бы не при чем. А "Роллинг-Стоунз" - так вообще отстой. Вот Бетховен - это да!.. 
С. Сурганова: Правильно. Глубже бери, глубже! Ну возьмите любую классическую мелодию... Почему появилась Ванесса Мей и иже с нею, и вообще этот жанр арт-рока, симф-рока? Этот мелодизм, эта полифония - на драйв положено... просто шикарнейшая вещь! Стрелочку дальше ставим - получаем рок-н-ролл. Ну, плюс какие-нибудь там тексты... 
Д. Арбенина: О? Что-то новенькое. Светка, ты просто какой-то ... пионэр. 
С. Сурганова: Да! Я такая... Ладно, не тормозите, давайте дальше. А то я уже чувствую себя последней дурой. 
Д. Арбенина: Не завидую. 
С. Сурганова: Да. Не люблю это состояние. 
лис: Кто у вас главный снайпер? 
Д. Арбенина: Гога Копылов. 
С. Сурганова: Это верно! 
Д. Арбенина: Что значит - главный снайпер? Я не понимаю. 
лис: Ну, кто-то обычно бывает лидером, а кто-то за этим лидером следует... 
С. Сурганова: У тебя есть ответ? 
Д. Арбенина: Ну да, этот вопрос часто встречается... Обычно я на него отвечаю так: Я гоню волну, а Светка делает ее вкусной. 
С. Сурганова: Дело даже не в этом. Нужно задать просто такой вопрос: а я бы смогла одна? Без Динки... Я себе отвечаю - нет. И другой вопрос: А Динка бы смогла без меня? И я тоже отвечаю - нет. И я понимаю, что это - так. И это - классно. Потому что, если бы это было иначе, мы бы давно... 
Д. Арбенина: Поссорились? 
лис: А сольный концерт? 
С. Сурганова: Какой сольный концерт? Не-не-не, просто Динка приболела, и мне пришлось какую-то часть программы взять на себя. Вспомнить свои старенькие песенки... Для меня это была совершенно шоковая ситуация... 
Д. Арбенина: А я сидела рядом и молчала. 
С. Сурганова: Динка меня очень поддерживала и напоминала тексты, которые лучше меня знает. 
Д. Арбенина: Потом она раскочегарилась, и я думаю - такая подстава! Дай-ка я спою... 
С. Сурганова: А, так тебе просто впалево было петь! 
Д. Арбенина: Конечно, впалево! Нет, мы просто вынужденно выставили программу, Светка буквально по сусекам насобирала песен, репетировала - она же их не поет! А я сижу... 
С. Сурганова: Есть кому петь! 
Д. Арбенина: И я спела "Тридцать первую весну". И после этого сорвала голос. Сейчас я иначе уже пою. 
лис: А вам свои голоса не жалко? 
Д. Арбенина: Вообще - не жалко. Но в тот момент это было совершенно зря. И Гога Копылов, наш главный снайпер, он играл на первом этаже "Спартака" на бильярде, когда услышал эти вопли, то подбежал, выхватил гитару - все, мол, ребята, не надо, что вы делаете, надо концерт заканчивать. 
С. Сурганова: Было все не так немножко. Но не важно. 
Д. Арбенина: А как было, скажи? 
С. Сурганова: Мы допели, он нам это после концерта все высказал. Причем я тебе то же самое говорила! 
Д. Арбенина: Нет! Я помню, что это все оборвалось! 
С. Сурганова: А я помню - что допели... 
лис: Снайперы всегда говорили, что их будет только двое. А потом вдруг стали выступать с группой. Как вы ее нашли? 
Д. Арбенина: Мы пришли к выводу, что нам надо в основном петь песни. А администрацией должен заниматься кто-то другой. И мы решили найти директора. И мы его нашли. Год назад мы нашли директора, им стала Света Лосева. До этого администрировал Чистяков... Она послушала нашу акустическую программу, сказала: "Девчонки, все классно. Но хотите идти дальше и развиваться вширь?" Мы сказали - да, хотим! Хотите звука? Да, хотим! Давайте искать музыкантов. На тот момент - Гога Копылов и Алик Потапкин, бас-гитарист и барабанщик, - были свободны. 
С. Сурганова: Мы с ними познакомились, все как-то так хорошо срослось... Мы стали играть вместе. А потом - семья, обстоятельства и так далее... Короче, Гога остался, а Алик ушел. Что касается дальнейшего состава, то он несколько изменился - пришел Сергей Сандовский, и мы решили несколько поэкспериментировать, взять соло-гитариста. Взяли Ваньку (Иволгу). 
С. Сурганова: Тут вообще мифическая история. Мы с ним не общались лет наверно, шесть или семь... С Ванькой. А тут он вдруг каким-то образом нас нашел и позвонил в тот самый день, когда мы уже собирались звонить ему, чтобы он нам кого-то порекомендовал. Из музыкантов. И тут он сам звонит... Представляете, да? Шесть лет люди вообще не общались, и так прекрасно все срослось... Это какой-то знак. Явно. 
Д. Арбенина: Позвонил и говорит... А я как раз была в душе. Я в душ всегда беру с собой трубку, кладу ее на верхнюю полку. Потому что Светка трубку никогда не берет. 
С. Сурганова: Это неправда! Я всегда подскакиваю, когда включается автоответчик. Когда успеваю. Но многие просто почему-то не хотят себя обнаруживать. Ну - не хотят, так не хотят... Ты подбегаешь - а уже гудки. 
Д. Арбенина: И вот звонит Ваня и говорит: "Слушайте, ребята, вам соло-гитарист не нужен?" 
С. Сурганова: А мы его спрашиваем - "Слушай, а у тебя есть знакомый барабанщик?" Хором практически! 
Д. Арбенина: Он говорит - "Есть". Мы ему - "Приходи!" 
С. Сурганова: Я не вижу никакого противоречия в том, что сейчас у нас появилось трое мужчин. 
Д. Арбенина: Во-первых, это классные френды. И я просто чувствую поддержку, хорошую мужскую энергетическую поддержку. Я им за это очень благодарна. Вдвоем такого не чувствуешь. В какой-то момент можно просто бросить гитару. Нет, мне нравится с ними работать. 
С. Сурганова: Но это уже совсем другая история. 
Д. Арбенина: Да. Что касается снайперов... вы же спрашивали о теории? 
С. Сурганова: Снайпер на практике? Хм-м... 
Д. Арбенина: А что касается всего остального... То может быть хоть симфонический оркестр - все равно останется один дирижер. 
С. Сурганова: Я бы сказала - композитор. 
Д. Арбенина: НЕ, дирижер - лучше. 
лис: Сейчас все группы ругаются со своими директорами. А вы? 
Д. Арбенина: Мы, вероятно, еще не достигли того уровня, когда есть по какому поводу ругаться. Мы сейчас находимся в стадии подготовки к выпуску альбома. Это будет первый электрический нормальный взрослый альбом. Я считаю. Вот. 
С. Сурганова: Вот выйдет - тогда и посмотрим. 
Д. Арбенина: Я надеюсь, что ругаться со Светкой Лосевой мы не будем. Она человек мудрый. Взрослый. Опытный. И я думаю, что мы будем, так сказать... 
С. Сурганова: Консенсусом. 
лис: А что для вас - вершина? 
Д. Арбенина(просто и обыденно, как о чем-то, уже весьма поднадоевшем): Мировая слава, конечно. 
лис: А если серьезно? Какова высшая цель снайперов? 
С. Сурганова(ехидно): Дина, сформулируй, пожалуйста, нашу высшую цель! 
Д. Арбенина(уходя с телефоном под мышкой): Вершины нет. На самом деле. Если бы она была - все было бы бессмысленно. А смысл - в пути...

Видео:

Фото:

География события:

Теги:

интервью, snipers.ru