Меню

Журнал FUZZ: интервью "Прямое попадание"

25 января 2001

дата указана приблизительно

Борисова Екатерина

Отношение к НОЧНЫМ СНАЙПЕРАМ - разное. Одни высокомерно-снисходительно роняют фразы о "ну, женской поэзии" (есть ли у женщины душа? - вопрос из средневековья) - и это попахивает снобизмом, если не шовинизмом. Другие мотаются за ними по городам и клубам, часто дыша на всякой песне - и это уже фанатство, истовое, некритическое и самозабвенное. В общем-то, оба варианта привычны для многих групп. Непривычен вариант третий: нежная, бескорыстная, с оттенком понимания, сопереживания и - тут же - искрящегося веселья любовь, возникающая чуть ли не с первого посещения любого концерта этих стриженых дерзких девчонок. Чаша сия, уже не миновавшая многих похоже, уготована всем и каждому.
17 ноября 2000 года НОЧНЫЕ СНАЙПЕРЫ подписали контракт с Real Records. В марте выйдет альбом (не первый в их дискографии, но первый - полноценно электрический). Снят клип на песню "31-я Весна"; она же, будучи взятой в ротацию Нашего Радио, мгновенно поднялась на вершину чарта, а потом, после естественного отката, поднялась туда снова. Перед сочетанием таланта, обаяния и отчаянного драйва не устоял, как видно, не только Михаил Козырев (которого девчонки называют "Наш Добрый Фей"), оказавшийся прозорливее многих, - к ногам Снайперов пала та часть Москвы, которая еще не успела поработать локтями, пробиваясь на их концерты в столичные клубы. Процесс падения, впрочем, легок и не единичен. 
Русский пассажир (intro)…
Fuzz: Давайте начнем с вашей поездки в Америку. 
Диана Арбенина: (голос, гитара, песни, острый язычок, решительность, собранность, контактность): Поездка была, как снег на голову. До последнего времени по радио нас не крутили, прессы было мало. И вдруг через людей, которые нас слышат в Интернете, - организацию "YUCA Production", - мы получаем приглашение сыграть концерт в Нью-Йорке вместе с Сергеем Чиграковым, в клубе "Wetlands". И мы, не веря абсолютно в то, что это реально, - приглашений-то много, но иллюзий все меньше и меньше - одним прекрасным утром улетели туда. 
Светлана Сурганова: (голос, гитара, скрипка, песни, строгость, немногословность, умудренность, мягкость): Настолько для нас это казалось мифическим, сказочным, что мы поход в американское консульство дотянули до последнего дня. Тем не менее, все состоялось, нас очень хорошо встретили, на американской земле мы познакомились с Чиграковым, который, собственно, живет за два квартала от нас… Сергей нас очаровал, как джентльмен… как музыкант, - это вообще без слов. Было очень волнительно играть перед Чижами, потому что мы ездили туда в акустике, вдвоем, а у ребят полный комплект боеприпасов. И еще я приболела, мне было не то, что петь, - говорить трудно. Но, собравшись с силами и основательно передрейфив, мы выдали такой драйв, который в России нам ни разу не удавалось выдавать. Надо было за страну постоять. 
Диана: Нам пришлось в акустике играть час. Там был биток в клубе, - большой клуб, человек 500-600, причем на 95% русские были, как обычно… И что нас вообще изумило, - мы думали, что они ни одной песни не знают, но скоро они уже кричали: "Сыграйте "Тоску"!" - знали откуда-то. Опять же, интернетные дела. Я с перепуга струны порвала - сразу три. Сначала первую, потом, через пару секунд, вторую - думаю: "Ничего, доиграю!" - а потом пятую. Тут я поняла, что не доиграю, и бегом в гримерку, где мы втроем - Сергей, его соло-гитарист и я - меняем струны. А Светка одна остается на сцене, и начинает свои импровизации, которые я называю "песни китайских девушек в рисовых полях". Совершенно ad libitum, непонятно, о чем - на скрипке она импровизирует. 
Fuzz: Сейчас выступаете в Питере и в Москве? 
Светлана: В основном да. Плюс Америка, плюс Германия. 
Диана: В Германию поездка была наполовину гастрольная. Концертами занимались частные лица, - прекрасные люди, но профессионального организационного опыта не имеющие. Они сделали максимум того, что могли. Было три акустических концерта в Кёльне и один в Вуппертале близ Дюссельдорфа. На первом концерте человек 8 было, русские, они смотрели на нас, как на чудо какое-то. На последнем было уже где-то 100-120, и это было очень приятно, потому что 90% немцев, которые непонятно, что понимали. 
Светлана: Некоторые песни вкратце переводились. Но в основном воспринимали, наверно, настроение, драйв. Причем не было никакой рекламы, приходили понаслышке. И за три дня прогресс от 8 человек до 120 приятно было наблюдать. 
Fuzz: Грядущая бурная гастрольная жизнь после выхода альбома не вызывает опасений? 
Диана: Жду, не дождусь. В дороге смысл жизни - моей, по крайней мере. Я проведу неделю в Питере - все, дальше не понимаю, что тут делать. Люблю спать в поездах, там куда-то движешься даже во сне. Очень хочется сыграть череду концертов, настоящий тур. Интересно попробовать себя на разных сценах, в разных городах. 
В разговоре они настолько естественно дополняют друг друга, что кажется - находятся в телепатической связи. Слов немало, они легки, но невысказанного, возможно, больше. Даже странно, что родились они не только не близняшками, но вовсе по разные стороны уральского хребта: Света - в Питере (где, как известно, училась в медицинском и писала песни), Дина - в Магадане (где, как известно, училась в педагогическом и писала песни). Их встреча по описаниям похожа на столкновение двух разрывных пуль. Абсолютный контакт, все вдребезги. Все заново. И осколки того взрыва - песни, если угодно - густо летят до сих пор. 
Рубеж…
Fuzz: Про альбом расскажите. 
Диана: Альбом называется "Рубеж", там 14 треков. Записали его на студии "Добролет", прошлым летом. Писал нас Женя Левин, обалденный профессионал, МАЧО, - мы прозвали его "Индеец". Очень такой здоровый, крепкий, башковитый… супер! И хохотун. Соло-гитарист АЛИСЫ. Хотим писать второй альбом тоже на "Добролете"! 
Fuzz: А клип кто вам снимал? 
Диана: Александр Солоха. Он только что вернулся из Америки, - думал, что там навсегда останется, что там работа, люди… Прожил там полгода и понял, что нужно в Россию. 
Светлана: Что люди - здесь, и работа - здесь. 
Fuzz: А с прессой какие отношения? Много интервью сейчас? 
Диана: В Москве - очень много, в Питере намного меньше. Питер вообще по сравнению с Москвой очень странно живет. Абсолютно запредельный город по сути своей, и, вероятно, эта атмосфера так всех заражает, что - никто никуда не торопится, у всех очень много времени, все живут будто несколько жизней… В итоге, я считаю, в Питере нас не знают. В Москве собирается намного больше публики, они знают песни, а когда дело доходит до "31-й Весны" - вот показатель работы Нашего Радио - зал поет. 
Тем не менее, Питер им идет, - как неизменные брючки, резкие жесты, непринужденность сценического поведения… А они идут Питеру, будто изначально ему принадлежа (хотя получается, что опять не храним то, что имеем) - прямолинейность улиц, нервная пластика домов, порывистый влажный ветер с Невы, призрачные весенние ночи озвучены их песнями кстати и надолго. Город, чья история пролегла от выстрела до выстрела, - чем не окоп для метких стрелков в сердце? 
Завоюй меня…
Fuzz: Вот тема: имидж. 
Диана: С нами работало уже некоторое количество визажистов. Особо нравится нам Наташа Голубь, - она работала со многими музыкантами, например, с Неприкасаемыми. А недавно у нас была фотосессия с Валерой Потаповым. Он придумал такую классную фишку: музыкантов фотографировать в настоящих военных касках. Они такие тяжелые! А нам очень близка тематика "милитари"… 
Fuzz: В связи с названием группы? 
Диана: Ну, так получилось. Надо быть точным, надо быть всегда готовым защитить. Поэтому мы очень хорошо отнеслись к идее Потапова, нацепили эти каски… Хотя мы поняли, что у нас в коллективе есть один пацифист. То есть, мы тоже не милитаристы, но наш Иванушка - просто КРОВНЫЙ пацифист, селянин, которому овечек пасти. Ему категорически не идет каска, он не может быть агрессивным, злым… Он боец, но он по-своему боец. А вообще имидж в работе. Мне не совсем нравится то, что сейчас происходит, но мне кажется, что мы идем в правильном направлении. Разумеется, не будет ни "пачек", ни рюшечек. 
Светлана: Хотя у нас была фотосессия в коротеньких юбочках и прозрачных кофточках. 
Диана: В том, что касается имиджа, мы изначально ничего не придумывали. Все люди, которые с нами работали, лишь подчеркивали то, что мы сами хотим донести. Нас невозможно сломать, нас даже накрасить анти-по-нашему невозможно. 
Fuzz: Вам знакомо понятие "половая дискриминация"? 
Диана: Безусловно. Я ее на себе чувствовала. Но на самом деле, залог успеха - не просто уметь петь, писать песни и иметь отвагу выйти на сцену. Нужна ядерная харизма и не беспомощный, а очень самостоятельный взгляд на тривиальный мир. И в этом смысле женщины очень часто несостоятельны. 
Fuzz: Почему? 
Диана: Им изначально сложнее. 
Светлана: Женщина, которая выходит на сцену, должна быть ВДВОЙНЕ женщиной. В ней должно быть в два раза больше эротики, чем у обычной женщины, все должно быть с приставкой "гипер". Если актер или музыкант не сексапилен, он не будет популярен. 
Fuzz: Талант тоже сексапилен. 
Светлана: Безусловно, я вообще это не отделяю. Но можно быть талантливым и не обладать никакой харизмой. Все должно быть объединено: талант, харизма и сексапильность. 
Fuzz: В чем разница между талантом и харизмой? 
Светлана: Талант - нечто продуцирующее, а харизма - стиль подачи того, что продуцируешь. Это способность убедить в том, что ты собой представляешь, подать материал. Для того, чтобы женщина запомнилась, чтобы она удержалась на сцене, ей действительно нужно обладать всеми этими качествами в чуть большей степени, чем мужчине. 
Fuzz: А не было к вам отношения типа "уси-пуси-девочки…"? 
Светлана: Был смешной эпизод: мы выступали в ночном клубе "Голливудские ночи" - была презентация "Детского альбома" Курёхина. И на входе нам говорят: "Вы куда? Вы кто?" Мы говорим: "Мы - НОЧНЫЕ СНАЙПЕРЫ". Две пигалицы такие. И секьюрити расхохотался нам прямо в лицо: "Ха-ха-ха, НОЧНЫЕ СНАЙПЕРЫ!" Зато потом не смеялся. 
Диана: Одна знакомая зашла в Питере в ночной клуб в маечке "НОЧНЫЕ СНАЙПЕРЫ", и все закончилось хуже: она кучерявая брюнетка, там подумали, что она чеченка, с трудом удалось уйти. Название такое - не всем известное и не всем понятное… 
Известность и понимание - даже не названия, Бог с ним, с еще одним апокрифом в истории СНАЙПЕРОВ, - а просто материала есть вопрос не только таланта и харизмы. Сколь много очевидно незаурядных авторов, так и не пробившихся далее квартирной славы, и сколь часто это повод для горького удовлетворения (андеграунд) с прорывающимся подспудно отчаянным воплем: есть тут кто живой!? Помоги, услышь меня! Существует еще такая штука, как везение - это когда слышит тот, кто и был должен. Ломиться в открытые двери - надо. 
До востребования…
Диана: Изначально о НОЧНЫХ СНАЙПЕРАХ узнали люди в Интернете, и началось там брожение. Был такой клуб - "Белый Кролик", и там нас Вилли П. услышал… Олег Пшеничный, "Новая газета". Он приехал в Питер и зашел потусоваться. Услышал нас и говорит: "Девчонки, а хотите, я пару ваших песен выложу на сайт?" А мы вообще таких слов не знали. И говорим: "Хотим". Он выложил пару песен, сделал грамотную, лаконичную выборку. А дальше об этом узнал, плавая в сетях Интернета, Саша Канарский, который вообще-то музыкой не занимается, хотя он делал сайт для НЕСЧАСТНОГО СЛУЧАЯ. И Канарский услышал эти песни, влюбился в них и говорит: "Давайте, я сделаю сайт!" И он делает сайт www.snipers.net… Вообще виртуальный мир - это совершенно особый, опосредованный мир, со своими законами, и он ничуть не уступает живому. 
Fuzz: У вас ведь с самого начала был некий круг лиц, которые постоянно посещали ваши концерты. 
Диана: Да. И они очень сильно переволновались, когда началась ротация "31-й Весны" по "Нашему Радио". В гостевой книге на сайте пишут: "Они от нас уходят! СНАЙПЕРЫ, не продавайтесь!" Смешные такие… Больше 150 человек на концерте - что в этом плохого? А они начинают конфликтовать между собой. Они говорят: "Мы их теряем!", а другие: "Вы что, хотите, чтоб они постоянно пели в маленьких зальчиках?!" Мне их хочется всех обогреть, сказать: "Ребята, да всё будет нормально!" Но они сами находят общий язык, потому что постоянно тусуются вместе. 
Fuzz: Понятие "тусовка" вам близко? 
Диана: Нет, мы не тусовые люди. Мы пытались, но ни черта не получалось, кроме томления и скуки. 
Fuzz: А как вам все эти сборные концерты, в которых вы участвовали? "День рождения Майка", "Россияне навсегда", 20-летие Рок-клуба?.. 
Диана: Все зависит от персоналий. Мне действительно очень нравится Майк. Я верю в то, что человек, который уходит, каким-то образом видит то, что остается. И отдать ему долг памяти, - ничего в этом плохого нет. Вообще солянка солянке рознь. Вот на Дворцовой мы играли, - мне не понравилось. Звук плохой. 
Fuzz: Как вы себя чувствуете на большой сцене? 
Диана: Классный вопрос. Поскольку мы еще такие щеночки, очень интересно постоянно себя испытывать проверять. И играть на большой сцене или в клубе - это совершенно разные истории. На большой сцене классно. На Дне рождения Рок-клуба - мы приехали после концертов в Москве, прямо с поезда - в "Юбилейный", и на этой волне очень сплоченно себя чувствовали, было здорово и ДОМА. Объективно мы там сыграли хорошо. 
Светлана: Я поняла всю прелесть большой сцены: я играю и не задеваю правый глаз Дианы Сергеевны смычком! Просто часто приходится выступать в клубах, на очень маленьких сценах. А игра на скрипке требует некоего размаха. 
Диана: На большой сцене трудно со звуком еще. Там куча техников, и столько нюансов! И вырулить это просто нереально. У нас появился сейчас свой звукорежиссер, Сергей Еремин, и стало как-то спокойнее. 
Самокритичные без кокетства "щеночки" (которые, как показали упомянутые сборные супы, звучат достойнее многих мертвых львов) имеют, однако, почти десятилетний опыт игры отнюдь не только акустическим дуэтом. Хотя в акустике они для многих по-прежнему привычней и уютней, и обрамление экс-ритм-секцией НАУТИЛУСА вызывало по началу смешанные чувства нынешний состав электро-СНАЙПЕРОВ отторжения, кажется, уже не вызывает 
Your desire…
Fuzz: У вас обычно программа концерта выстроена? 
Диана: Нет, мы намеренно отказались от шаблона. Абсолютно не интересно. Тем более, есть очень много публики, которая за нами ездит. И представляешь, они прослушали программу там, там и еще там… 
Fuzz: Ну, если фанаты, то им по фигам. 
Диана: А мне нет. Мы чаще всего с соло-гитаристом, Ваней Иволгой, садимся, когда все уже устроено, все понятно - у кого какое настроение, кто как спал, как себя чувствует, - и начинаем, в соответствии с площадкой, со временем года и так далее выстраивать программу. Очень важно, как выстроишь песни, в какой последовательности. 
Светлана: Просто репертуар и количество песен позволяют варьировать программу. Поэтому мы можем от каких-то песен отказаться, какие-то, наоборот, вспомнить. 
Fuzz: Насколько часто песни исполняются по желанию публики? 
Диана: Ну, например, есть песня "31-я Весна", она обычно во втором отделении. Если ее просят в первом, то человек сидит с этой просьбой до момента исполнения. Если просят акустические песни на электрическом концерте, то чаще всего они не исполняются вообще. Исключение составляет Светкина песня, - я считаю, самая лучшая акустическая песня из написанных НОЧНЫМИ СНАЙПЕРАМИ - "Я Люблю Тебя, Слышишь?" Эту песню достойно можно исполнить всегда. И потом, что делать нашим парням во время внезапно возникшей акустической песни? 
Fuzz: А они не могут как-то подтянуться в процессе? 
Диана: Нет. То есть, существует, конечно, история, по которой играют все кабацкие музыканты, что есть свидетельство их профессионализма: начинаешь любую песню, они подхватили… Но это хорошо в кабаке. А на сцене - аранжировка, у нас парни грамотно к этому подходят: они просто так играть ничего не будут. И мы намеренно не исполняем акустические песни в электричестве. 
Fuzz: А перетекание акустического репертуара в электрический происходит? 
Светлана: Такая тенденция есть, но она касается далеко не всех песен. Есть вещи, которые существуют только в электричестве - в основном, новые, - или только в акустике. 
Диана: Просто сейчас очень в кайф работать именно электрическим составом. Все эти аранжировки… парни хорошо могут все это поднять. 
Светлана: Бывает, что вещи сразу складываются, а бывают такие, над которыми мучаешься-мучаешься, и ничего хорошего не получается. Иногда песне надо отлежаться, отдохнуть, и тогда решение аранжировки, может быть, придет само. Не надо насилия. 
Диана: Меня зацепила одна фраза, которую один парень другому сказал на концерте в "Бункере": "Разумеется, они все акустические вещи сыграют в электричестве, чтоб у них площадки побольше были". И тут я подумала, что ничего подобного не будет, потому что акустика и электричество - сепаративные истории. Когда мы соглашаемся играть в акустике, - это абсолютно иной подход. 
На фоне клубно-кухонного мирка, куда их до недавнего времени то злорадно, то жалостливо помещали, - с традициями, непременным панибратством и лелеемым чувством непризнанности - эти девушки ведут себя до неприличия жёстко. Может быть, это современный и единственно верный стиль в расслабленном фатализме будней того, что можно называть "творческим беспорядком", но правильнее - недисциплинированностью и несобранностью. Казалось бы, куда спешить, зачем рваться за горизонт - клуба ли, жизни ли? Но внутренние часы бьют побольнее пуль, и надо быть по-мужски суровыми и по-женски выносливыми, чтобы просто продолжать. И продолжать - хорошо. 
Козы…
Fuzz: Какие у вас отношения с Настей Полевой? 
Диана: Настя послушала наш альбом акустический и много ценного и дельного сказала. Причем, что именно, я вспомнить не могу, но у меня осталась атмосфера разговора - и из нее получилась песня "Козы", которая войдет во второй альбом. Что-то я после этой встречи стала понимать больше. То есть, жизни научить нельзя, но если умеешь грамотно видеть жизнь, - учишься. 
Fuzz: А кто вам нравится из певиц вообще? 
Диана: SIOUXSIE AND THE BANSHEES, Лори Андерсон… последний релиз Мадонны. Еще я тут недавно послушала Кей Ди Лэнг. Из отечественных - Жанна Агузарова. Вообще нам нравятся низкие женские голоса. Высокие - они как-то… пилят. 
Fuzz: Вы следите за текущим музыкальным процессом? И есть ли в этом элемент учебы? 
Диана: Обязательно. Особенно если учесть, что вся музыка, в моем понимании, произрастает на Западе, - у нас есть только наш фольклор, все остальное привнесено, переработано и скомпилировано. Что касается Бритпопа, то в широком смысле он пресен, но MUSE, RADIOHEAD - не "Kid A", что-то они там наворотили, а немножко пораньше - достойные примеры. А Светка слушает классику. 
Все вроде бы понятно, кроме одного: как, собственно, может называться то, что они играют? Этим вопросом многие задавались (и задавали его) не единожды, и каждый раз попадали в лучшем случае куда-то рядом (если не в "молоко"). Акустика с гитарой и скрипкой предполагает фолк - неправильно; бардовскую песню - мимо; салонное музицирование - опять не то. А два сильных женских голоса, электроскрипка, мощная ритм-секция, стремительные, летящие, стонущие, ревущие песни - о любви, всегда о любви, и всегда о несчастной, и почти всегда на грани слез - это что? Я не знаю. Но это нужно услышать хоть раз. 
Жить осталось чуть-чуть
(русский пассажир reprise)…
Диана: Мы с самого начала работали в жанре драйвовой фатальности. У нас вот какой жанр был: взяли гитару, скрипочку, пошли и проорали песни. Именно так. Как-то давно нас пригласили в Псков, и там какой-то сторож старенький забыл в институт, где предполагался концертик, дверцу открыть, а рядом было бистро с навороченным двухэтажным холодильником, и он работал громче, чем мы пели. Нам его нужно было переорать, и мы орали так, что совали голоса. К нам подошла девушка и сказала: "Господи! Ну почему же вы так ОЖЕСТОЧЕННО поете?" 
То же самое, когда мы пели в самолете, возвращаясь из Тюмени, с фестиваля женского вокала. Мы разложили свои вещи, а один пассажир увидел афишу "Сирин-98" и говорит: "Вы НОЧНЫЕ СНАЙПЕРЫ? Моя жена была там, вы ей очень понравились. А слабо сейчас спеть?" "Не слабо". Тут же вышла стюардесса, сказала: "За аренду воздушного лайнера надо бы заплатить", он ей что-то отвалил… Два салона в один сгрудились, и когда мы начали играть, я поняла, что турбины - это да, это нехилая громкость. И мы, как-то не сговариваясь, начали с "Русского Пассажира", а там первая строчка "Жить осталось чуть-чуть…" 
Светлана: На высоте 10 000 метров… 
Диана: …и проглотить я ее не могу, потому что она первая. И я так радостно: "Жить осталось чуть-чуть!!" Нормально. Даже заработали что-то.

Видео:

Фото:

География события:

Россия, Санкт-Петербург

Теги:

fuzz, интервью