Меню

Портал Weekend.Ru: "Мы можем позволить себе петь шепотом"

10 марта 2002

дата указана приблизительно


Первые слова "Ночных снайперов" о новом альбоме "Цунами" - эксклюзивное интервью Weekend.ru 
"Ночные снайперы" - уже год как всеобщее достояние. Их резюме - два года концертов дуэтом в полуподвалах в статусе любимчиков хиппи, лауреатские места на одном грушинских (!) фестивалей, неформальско-акустический имидж чувственных и пронзительных цветаевских девушек, скрипка и гитара. Затем - прирастание музыкан-тами "Наутилуса" и пять лет попыток сделать этот мир электрическим звуком. Год назад - резкий, вертикальный взлет до общенародной звездности и обмен подвалов на большие залы и огромные толпы поклонников, несравнимые с извечной сотней длинноволосых очкариков, которую только и они могли гаранитровать хозяевам клу-бов. Плюс - заводные песни о личном, оркестр кровоточащих сердец в угловато-чувственных текстах и в нетерпеливых аранжировках. "Под формат работают", - стали говорили говорить одни. "Быстро сойдут", - вторили им другие. Третьи просто с вол-нением наблюдали за сменами музыкантов в группе и работавших с ними продюсеров - что-то с ними случится, цокали языками сами доброжелательные. За несколько не-дель до выхода нового альбома "Снайперов" лидер группы Диана Арбенина расска-зывает читателям Weekend.ru о готовящейся выйти пластинки, уже получившей свое название - "Цунами". 
- Год назад, когда выходил "Рубеж", вы уже говорили о новом альбоме - что на нем вы хотите избавиться от доминирующих гитар, что хотите сделать его более мяг-ким и клавишным, и избавиться от доминирования гитар, которое было слышно на "Рубеже". Прошлый ваш альбом записывал Евгений Левин из "Алисы", а на этом вы уже работали с Евгеном Ступкой. 
- Ничего не могу плохого сказать о Жене Левине, он был звукорежиссером на-шего альбома, а продюссированием, то есть выстраиванием того, как должна выгля-дет песня, никто не занимался. Мне просто в какой-то момент достала самодеятель-ность. Ступка - как раз продюсер. Ему удалось как-то слету почувствовать наш нерв, особенно последние мои песни. Я такого резонанса ждала последние лет восемь, наверное. Я послушала его последние работы, и мне показалось, что он самый теп-лый и тонкий из тех людей, что нынче работают над звуком. 
- Новые люди в группе, новые сотрудники - как изменится звук вашего второго альбома? 
- На альбоме есть жесткие, гитарные песни - такие как "Охота на волчат", "Черное солнце". Там господствует "мясная", фирменная гитара. А есть и полуакусти-ческие песни, с полутонами. Звучат клавиши, духовые, аккордеон, струнный квартет во главе со Светой Сургановой. 
- Есть ли на альбоме переработки песен из вашей акустической программы? На "Рубеже", помнится, была "Колыбельная"… 
- Только одна - "На границе". Три самых свежих песни "Катастрофически", "Цу-нами" и "Зву-чи". "Цунами" не зря стала заглавной песней на пластинке, она - квинтес-сенция того этапа жизни, который наступил у нас после выхода "Рубежа". 
- Второй альбом - всегда точка проверки для группы, как второй спектакль для актера, потому что на дебют всегда больше времени. Не боитесь испытать на себе этот эффект? 
- Первый альбом для нас не так актуален, как второй, на котором нам удалось показать всю ту песенную палитру, которой мы богаты. Так что на этот раз нам уда-лось наконец-таки вложить в пластинку все то, что не получилось донести в "Рубеже". 
- Гребенщиков, в ответ на вопрос о том, что для него его новая пластинка, процитировал своего друга Дэйва Стюарта из Eurythmics: новый альбом, хочешь ты этого или нет - открытка из тебя сегодняшнего. Каков ваш сегодняшний день? Какие изменения произошли у вас с момента вашего высокого старта в прошлом году? 
- У нас пропал юношеский маскимализм и дубовая категоричность. Мы теперь можем позволить себе петь шепотом. Раньше для того, чтобы заявить, что мы есть, мы использовали силу и напор, и выходили на трибуну. Люди лучше слышат тебя, если ты обращаешься к ним тихо - это совершенно точно. 
- И в камерной обстановке? 
- Нет, это просто иная подача музыки, даже той, что предполагает крик. В пес-не "Зву-чи" заложена такая буря эмоций, которая н снилась даже "31-й весне". 
- Макаревич и БГ на мои вопросы о том, откуда у них с возрастом начали по-являться "социальные песни", хором стали говорить, что мол, они перестали задумы-ваться о том, социально или нет то, что они поют - что попадает, мол, в поле зрения, то и поется. Есть ли шансы у какой-нибудь социальной проблемы попасть в твой пер-сональный окоем? 
- Это не мой путь - хватать то, что само падает в мой огород. Я все сказала в песне "Россия, 37-й". На этом альбоме эта тема получила продолжение в песне "Чер-ное солнце". Но стопроцентно социальных песен не бывает. 
- Есть мнение, что "Ночные снайперы" группа форматная, и специально под формат работающая. На тебя давит необходимость вписывать звук "НС" в радиока-ноны "Нашего радио" или "Максимума"? 
- Можно подумать, у нас крутится много песен! Мы никогда специально под формат не работали, но и маргинальность нас никогда особо не прельщала. Но если бы мы были форматной группой, нас бы крутило на 54 радиостанции больше. И что? Никто не ставит целью собрать слушать наши песни всю возможную аудиторию Рос-сии. Но вот, например, песню "Россия, 37", которая, с моей точки зрения - самая глав-ная на "Рубеже", никто не ставил в эфир. Если это формат - я согласна, потому что эта песня - своего рода кульминация - и любого нашего концерта, и первого альбома. А в России ее так и не расслышали. И в этом, смысле мне жалко, что у нашей группы такой маленький радиус воздействия. 
- Не так давно, после большого перерыва, вы играли большой акустический концерт. Актуальна ли на данный момент дилемма между камерной акустикой и мощным электричеством? 
- Когда у тебя двое детей - один уже закончил МГУ и работает, а другой - несчастный ПТУ-шник, не стоит уделять им равное внимание - второму оно нужно больше. Так вот первый сын - это акустика, второй - электричество. То, что мы на время заморозили акустику, позволило нам хорошо поработать в электричестве, и на "Цунами" это уже слышно. А сыграв акустический концерт в Москве, мы убедились, что это важно, нужно и любимо многими. Хотели сыграть акустику и в Питере, но там работают такие тормоза, что я не знаю, когда это наконец состоится. Элементарно не смогли найти подходящий зал. 
- Есть у вас любимые залы? 
- Для электричества - ДК Ленсовета. Для акустики - такого нет. Это Питер. А в Москве нравится Б2 - там много места, очень нравится звук. 
- Помнится, должна была выйти твоя книга стихов, текстов и графики… 
Она должна была выйти к 30 декабря прошлого года, к нашему концерту, по крайней мере первую партию, которую мы хотели бесплатно раздавать на входе. А к февралю должны были издать весь тираж. Февраль закончился - ни того, ни другого. 
- С кем их вам хотелось бы посотрудничать, сыграть в одном концерте, пора-ботать вместе? 
- Я бы хотела, чтобы нас еще раз свела судьба с группой Muse (Диана Ар-бенина и Светлана Сурганова хором называют Muse своей любимой группой; "Снайперы" были в числе тех, кто разогревал своих любимых британцев на празднике жур-нала New Musical Express в сентябре прошлого года в Лужниках. - Ред.). Это не какие-то монстры, которые "на стаа-рости лет достигли таких фантасссичских результатов". (Это я голосом Брежнева говорила. Похоже?) Так вот: Muse - это три двадцатилетних пацана! Мэтью Бэллами - гений, который делает потрясающую музыку, а ему 22 года! Мне нравится, как он думает, нравится, как он пишет тексты, у него потрясающий го-лос! И, самое главное - они стали эталоном. То и дело слышишь - а давайте сделаем, как у Musе.

Перепечатка материала - газета "Вечерний Ростов", 17.05.2002

 

Видео:

Фото:

География события:

Теги:

интервью