Меню

Портал "Звуки.Ру": интервью "Музыка - это не метание дисков"

23 мая 2002

А-Лена

За день до предстоящего акустического концерта Ночных снайперов во МХА-Те им. Горького мы встретились с одной из "снайперш", Дианой Арбениной, за чашеч-кой кофе в клубе 'Б-2', где она со своим директоратом как раз обсуждала предстоя-щее мероприятие. Надо сказать, что одна попытка поговорить с музыкантами после двухлетнего перерыва в нашем общении уже была предпринята в конце апреля в гримерке клуба 'Точка' после концерта-прощания с альбомом "Рубеж", но сделать из того разговора интервью мне не позволила совесть. Вследствие этого, возникла не-обходимость в новой встрече,- тем более, что поводов к этому оказалось предоста-точно: и уже упомянутый выше концерт, и грядущее переиздание их акустического альбома "Капля дегтя в бочке меда", благодаря которому несколько лет назад группу узнали и полюбили многие, и который стал своеобразным толчком к их сегодняшней популярности. Собственно с вопроса об этом альбоме мы и начали беседу:
Звуки.Ru: - Как пришла мысль о переиздании?
Диана Арбенина: - В 98-м году мы записали, "с перепугу", двойной акустиче-ский альбом "Капля дегтя в бочке меда". Почему так назвали, я вообще не понимаю, потому что я это даже не могу проговорить с первого раза. Вот сейчас, кстати, полу-чилось, потому что натренировалась, ха-ха. Мы тогда даже не ожидали, что он приоб-ретет такую востребованность и популярность. И уже после выхода электрического альбома "Рубеж", когда мы приезжали куда-нибудь на гастроли - а мы много уже по-ездили с тех пор - нас постоянно спрашивали про этот акустический альбом. Ну, слу-шали мы это, слушали... А к тому же нам, 'снайперам', в следующем году в августе исполнится 10 лет. Вот мы и подумали совместить этот юбилей с переизданием на-ших "истоков". И сейчас на 'Мистерии' - надеюсь, к нашему МХАТовскому концерту 24-го мая - должно выйти переиздание "Капли дегтя...".
Звуки.Ru: - В свое время вы отказались сотрудничать с 'Мистерией звука', почему же сейчас согласились с их предложением?
Диана: - Это было немножко не так. Мы, честно говоря, вообще никогда не об-суждали никаких компаний, кроме 'Реал рекордз', предоставили это дело Светке Ло-севой (директор группы - прим. ред.), ну, а она посчитала, что те условия, которые 'Мистерия' тогда предлагала, нам не выгодны - честно говоря, я даже не знаю всех подробностей. У нас классные отношения, у них нет на нас никаких обид, потому что прошло уже время, и поэтому наша 'акустика' теперь выходит у них. 
Звуки.Ru: - Получается так, что выходит переиздание, а выход нового аль-бома задержали?
Диана: - Ну, это не наша вина. Просто выпускающая компания посчитала, что альбому нужно уделить какое-то "конкретное" внимание, которое для них казалось достаточным, а для нас оказалось просто "плевком". Пластинку мы записали еще в феврале в Киеве и очень довольны тем, что получилось. Альбом называется "Цуна-ми" и должен был выйти в апреле, и уже все было "на мази", уже было готово оформ-ление - короче, все! Но они тянули-тянули-тянули... а я просто так не могу эту работу им отдать!
Звуки.Ru: - В связи с чем для записи был выбран Киев? Чтобы выделиться?
Диана: - Нет. Все дело в том, что я поняла, что тех творческих сил, что у нас были в группе на тот момент, недостаточно. То есть те песни, которые я написала, силами только музыкантов 'Ночных снайперов' не получат такого развития, как мне хотелось. Я подумала, посмотрела по сторонам, послушала работы современных продюсеров, и мне понравилось, как работает Евген, Женька, Ступка, который сидит в Киеве на студии звукозаписи. Он полностью делал Океан Eльзi, цоевскую 'Кукушку' и еще какие-то песни у Земфиры - короче, он умеет подавать как надо. К тому же, его альбомы получаются очень "живые", с очень "теплым" вокалом. 
Я просто заметила, что в настоящее время многие коллективы уделяют мак-симум внимания технической стороне, а в России, по моему мнению, исполнитель будет востребован и любим, если он будет учитывать специфику страны. А специфи-ка страны заключается в том, что у нас люди воспринимают не только мозгами, а пре-имущественно душой и сердцем. Чем будет "теплее" музыка, чем она больше "берет за душу", тем альбом будет более востребован. Вот я и послушала, как классно Ступ-ка пишет вокал, и решила у него попробовать поработать. Мы ему позвонили: "Жень, давай попробуем записать песню вместе". А он ответил: "Зачем песню? Давайте аль-бом!" Он приехал в Питер, послушал наш концерт, мы провели несколько репетиций, потом поехали в Киев и записали альбом, - вот и все. 
Звуки.Ru: - В конце апреля я заметила тебе, что у вас несомненно возрос технический уровень, но потерялась какая-то душевность во время выступлений. Ты тогда грустно ответила: "Уже давно..." С чем это связано - с количеством га-стролей? Все-таки шоу-бизнес, в котором вы теперь задействованы очень сильно, так выматывает? 
Диана: - Конечно, это выматывает сильно, в первую очередь, эта непробивае-мость всяческих административных инстанций. Хочется сидеть, писать песни, репе-тировать и ездить на концерты. А кроме этого, приходится заниматься всякой бели-бердой, которая у меня вот уже где! Душевность у нас никуда не пропала, просто, что касается концертов, в частности 27-го апреля в "Точке", может быть, мы были не-сколько более агрессивны, потому что душевность сопряжена с мягкостью, а на кон-цертах очень часто я чувствую, что эмоции "зашкаливают", и ты немножко "прессингу-ешь". Я стараюсь, конечно, от этого избавляться, потому что народ не может 1,5 часа "колбаситься", им нужно что-то "мягкое" в определенный момент спеть! (улыбается) 
Звуки.Ru: - В этом смысле мне больше нравятся ваши акустические высту-пления...
Диана: - Ну, это другой жанр вообще!
Звуки.Ru: - Кстати, почему для акустического концерта был выбран МХАТ?
Диана: - А что, "прикольно"! Мы не играли акустику несколько лет, потому что играли толко электричество. И как-то я подумала - а фигли нам не сделать акустиче-ский концерт? Мы провели его здесь в "Б-2", и, к моему удивлению, народу пришло так много, что начались инциденты с нехваткой мест, барными стойками - короче, какая-то ерунда! И многие говорили, что они стояли, поскольку сесть было нереально, а хотелось бы просто посидеть и послушать песни. Мы стали думать над тем, какой может быть зал, и поскольку акустика у нас всегда была сопряжена с неким артистиз-мом, то мы почему-то подумали про МХАТ. Я посмотрела зал две недели назад - я доселе там не была - и что-то там меня даже прикололо! Посмотрим, что получится... Мне самой страшно, честно говоря! Одно дело - 'Б-2' или 'Точка', другое - МХАТ!
Звуки.Ru: - "Тень Станиславского" беспокоит? Вдруг скажут: "Не верю"?
Диана: - Точно! Другое дело, что 31-го мая мы играем акустику в ДК им. Ленсо-вета. Две таких "соплюхи" на такой сцене - нереально! Тоже долго думали, какой зал выбрать - и ничего другого, кроме Ленсовета, придумать не смогли. 
Звуки.Ru: - Ну, это ж такой культовый рок-н-ролльный зал в Питере...
Диана: - Ну да, но мне больше всего страшно по поводу объема - это такой большой зал! Во МХАТе 1300 мест, а там - 2 500! Ладно, посмотрим, не будем зага-дывать.
Звуки.Ru: - Вообще, вы довольны ли вы тем, чего достигли за эти два года - съемки, концерты, фестивали? Кстати, как отыграли на недавнем 'Максидроме'?
Диана: - Хорошо, прикольно! "Прикольно" - потому что мы готовили такой "теп-лый" сюрприз, когда на словах "быстрей в самолеты" должны были лететь 850 само-летиков, которые делал наш "штаб", и весь партер должен был стать белым, и так и получилось! Человек ловил самолетик, кидал дальше и т.д. - такие волны-волны: Но самое прикольное было в том, что Светка у нас заболела. Мы впервые играли без скрипки, и все соло "снял" Ванька Иволга и играл их на гитаре - очень смешно полу-чилось.
В целом же - я не могу сказать, что мы довольны тем, чего сейчас достигли, и это классно! Если бы я сказала: "О да, все зашибись!" - то это было бы одно из по-следних наших интервью, потому что уже не о чем было бы спрашивать. Человек доволен, сидит на месте и не "кукует" даже! Я чувствую постоянную какую-то неудов-летворенность и стремление идти-идти-идти, что-то делать-делать-делать, потом "обламываться", опять вставать, опять "получать по роже", опять падать, потом опять подниматься и что-то делать постоянно. Поэтому сейчас в обозримом будущем я ду-маю только об альбоме "Цунами'. Я очень хочу, чтобы в сентябре он все-таки вышел, потому что мы откладывать его выход уже больше не можем, его нужно уже выпус-кать, иначе он просто "протухнет", "перегорит"! Но я оптимист!
Звуки.Ru: - Он всех "накроет"?
Диана: - Он такой, ХОРОШИЙ! Это не альбом "Рубеж", абсолютно точно!
Звуки.Ru: - Я тут была весьма удивлена, когда услышала тебя одну в про-грамме "Воздух" на 'Нашем радио'...
Диана: - Объясняю еще раз, что Сурганова заболела, охрипла. "Воздух" был 18-го, "Максидром" - 19-го. А 16-го в полночь я получила СМС от Светки: "Я заболе-ла". Я давай писать Ваньке, чтоб срочно "снимал" партии, потому что Сургановой не будет. А впереди 24-е, петь два часа! И мы посчитали, что пусть она лучше отлежит-ся, и мы отыграем нормальный концерт во МХАТе. 
Звуки.Ru: - Да нет, я другое имею в виду - ты в последнее время везде одна появляешься: в телепередачах, по радио, интервью даешь одна, опять же...
Диана: - Все очень просто. Дело в том, что сейчас мы поем 100 процентов мо-их песен. А что касается интервью, то лучше, чем я, ответить на вопросы никто не может. И в этом ничего такого нет - они сидят в Питере, занимаются своими делами, Сурганова играет на скрипке...
Звуки.Ru: - А ты, значит, взяла на себя обязанность общения с прессой?
Диана: - Ну, надо ж кому-то и слово держать! А как, скажем, Сурганова может отвечать за меня и комментировать какие-то мои поступки, связанные с моими песня-ми и т.д.? К тому же, в последнее время мы стали намного меньше общаться, встре-чаемся только на репетициях, в основном, поскольку в Питере я практически не живу сейчас. У меня и дома-то в Питере нет - был и не стало! 
Звуки.Ru: - Но большая часть твоих хитов все-таки написана в Питере?
Диана: - Не важно - где, важно - о чем! Потом, какая разница, где живет чело-век, которого ты любишь? - Абсолютно "по барабану"! Можно написать хорошую пес-ню в любом месте, мне кажется. 
Звуки.Ru: - Возвращаясь к интервью двухлетней давности, в котором ты мне сказала, что "женщина с гитарой - это нонсенс"... Ты и сейчас так думаешь - когда так много команд, где лидерами являются девушки?
Диана: - За это время мало что изменилось. Как было тяжело - а женщине на сцене, на мой взгляд, гораздо тяжелее, особенно на рок-н-ролльной сцене - так оно и остается, и к тем командам, которые появляются, я отношусь с пиететом. Чичерина, Земфира, Тотал, Бутч... Но все проверяется временем. Я не склонна делать какие-то сиюминутные выводы по тому, как человек начинает свою карьеру. Он должен на сцене пробыть не один десяток лет для того, чтобы можно было сказать, что он со-стоялся. А что касается России - то это вообще очень привередливая и жестокая страна, в каком-то смысле. Поэтому две фигуры, которые, я точно уверена сейчас, останутся в истории - это Янка и Настя Полева. Что же касается того, что сейчас де-лают женщины на сцене, это, безусловно, более "зубасто" по сравнению с тем, что было раньше, но все равно надо смотреть, что будет дальше.
Звуки.Ru: - У вас и у тех, кого ты перечислила, примерно один имидж, весьма далекий от 'фотомоделей' - короткие стрижки, тяжелые ботинки, штаны: Это связано с тем, что рок-н-ролл - это тяжелая "мужская" работа, поэтому и внеш-ность "мальчиковая" больше соответствует?
Диана: - Наверное, сама специфика рок-н-ролла предполагает постоянную решимость на какие-то поступки, некую жесткость, поскольку многое приходится де-лать самим. И потом, ты можешь себе представить, как можно играть на гитаре в юб-ке?
Звуки.Ru: - Я видела, например, Ольгу Арефьеву - в юбке и с гитарой.
Диана: - Ну, может быть, хотя у нее несколько иные песни. Но мне кажется, что такие "бойкие" жанры, достаточно бодрые и энергичные, как у нас, предполагают не-кую "подтянутость". Мне кажется, что это нормально. Главное, чтобы это не было мужеподобно! А спортивность стиля - чем это плохо?
Звуки.Ru: - А сможет ли "женский" рок встать когда-нибудь на один уровень с "мужским",- как ты думаешь?
Диана: - И не надо этого! Зачем женщинам становится мужчинами, а мужчинам уподобляться женщинам? К тому же, музыка - это не спорт, не соревнования, не 'метание дисков' - ха, кстати, хороший каламбур получился! Мне кажется, что женщи-ны все равно должны оставаться более мягкими. Женщина должна быть умной, но, безусловно, женственной и мягкой! Мне не нравятся какие-то моменты, когда "приро-да отдыхает" - все должно быть гармонично! По-другому я себе это не представляю! 

Видео:

Фото:

География события:

Теги:

звуки.ру, интервью