Меню

Журнал RockMusic: рецензия на альбом "Капля дегтя в бочке меда" (2002)

5 сентября 2002

Иван Граммофонов

Обзор CD: НОЧНЫЕ СНАЙПЕРЫ. Капля дёгтя. В бочке мёда

Девушки вышли на свет - чёрный цвет "самого дорого, что хранится" в снайперском музыкальном арсенале, сменился белым. Знатоки знают, о чём я - был такой кассетный двухтомник года четыре назад (затем переизданный на диске фирмой "Caravan Records"), две чёрные коробочки, на фотографиях - девушки над Петербургом. Крыши, крыши, крыши, небо и "Снайперы". Теперь, шагнув из Питера во "всесоюзный" эфир, они стали знакомы уже не тому узкому кругу первых фанатов, которые слушали их в зале Лектория питерского зоопарка или в московском театре песни "Перекрёсток", они - общее достояние. Дизайнеры "Мистерии звука", кстати сказать, отразили и это: объект охоты, набоковская бабочка, распростёрла свои крыла над картой севера европейской части Союза - Литовская, Латвийская, Эстонская и Белорусская ССР на западе, РСФСР на востоке, Лиепая, Паланга, Шарковщина и Ново-Изборск - слева, Шатура, Гусь-Хрустальный, Вязники и Кострома - справа, Москва просматривается уверенно, Питер (как сокровенное?) спрятан, но при известном упортсве и любви к географии можно найти и его. Земная слава в зените. Хорошо, что "Снайперы" не забыли своего прошлого. Вызывает уважение.

К пластинке.

Некогда любимая, акустическая программа "Ночных Снайперов" успела подзадолбать меня примерно за год до начала их эфирой славы. Впрочем, мне, москвичу, жаловаться было не на что - перестав слушать группу на кассетах, я продолжал ходить на концерты "Снайперов" во всё более понтовых московских клубах - на концертах девушки играли и пели новые песни. Пока не попал на один концерт в "Оракуле". Кажется, это было на исходе лета или в начале осени 2000-го. Не знаю, был ли тогда уже "Рубеж" делом решённым, но группа уже обросла электрическими дядьками и ударно форматизировалась. Диана сняла интеллигентские очки (ну, не любят в народе интелей, что тут поделать...) и вставила линзы... И тогда я сказал себе: "Стоп!". Потом, конечно, купил "Рубеж", понял, насколько испортились/упростились аранжировки знакомых песен, понял, насколько проигрывают новые вещи старым и закрыл для себя группу "Ночные Снайперы". Не осталось ничего - ни трепета, с которым слушал в 98-м "Бочку мёда", ни живого интереса, когда слушал появившийся сильно позднее "Детский лепет"... А радио всё гоняло и гоняло "31-ю весну" и я, конечно, нарывался на неё, совершая мелкие фруктово-овощные сделки на импровизированном рынке возле метро "Владимирская" или дожидаясь 80-го на остановке у метро "Лесная". Настроение обычно портилось.

И вот, сейчас, когда надо писать рецензию... После двух лет электрического прослушивания древняя акустика "Ночных Снайперов" звучит неожиданно. Уху не хватает плотности. Ухо ловит какие-то мелкие косяки на записанных вживую песнях. Но постепенно, когда первый шок проходит, приходит узнавание и - о, чудо! - возвращение трепета 98 года.

Программа, на самом деле, была очень сильная. Сильнее и драйвовее нынешнего электрического забоя. Очень разные две половины. Первая более однообразна и более минорна.

На переиздании два трэка пропущены - "Блины по-снайперски" и "Просто кончился мёд". В оглавлении есть, но в буклете с текстами и на самом диске - нет. Жаль, программа без них несколько обеднела.

Очень трудно говорить про красивую скрипку Светланы и красивый голос Дианы, про их красивые стихи и красивые мечтания в аналитическом ключе. Расставлять же восклицательные знаки против номеров/названий - пошло. Скажу, что программа была "чисто снайперская" - те же темы, те же мотивы, что и на общеизвестном "Рубеже", только интереснее сыгранные и без заискивания перед низким культурным уровнем многомиллионной слушательской аудитории. Короче - диск неотложно рекомендуется.

Подробнее о бонус-трэках. На первой части их четыре.

"Она выпускает змей"

Красивая "драматическая" песня под фортепиано.

она променяла меня

на пару дешёвых фраз

она испугалась меня

она захотела домой

она любит тонкие кольца

и бледный фаянс

она вытирает пыль

под песни мои

достойный альянс

Голос Дианы безупречен.

"31-я весна" (antyremix)

То ли звук отдалённого взрыва, то ли звук отдалённого прибоя вначале, скрип, всё это быстро сменяется попсовыми барабанами и скрипкой, которая напоминает "французский" аккордеон, в начале второй минуты всё вдруг ненадолго проваливается в латину, к середине второй минуты возвращается "франция", вокала, это уже ясно, - так и не будет. В начале третьей минуты вплетаются восточные мотивы. Правильно, в принципе, - ведь настоящий Париж теперь невозможен без арабского присутствия. Бездрайвово. Версия для чилл-аута.

"По волнам твоих слёз" (coverversion)

Усталые барабаны и текучие электронные звуки на первом куплете, латинизированное убыстрение на первом припеве, дальше картина немного меняется - всё-таки "Снайперы" - не попсовики.

"Незавершённость встреч" (скрипичный экзерсис)

Скорее уж, барабанно-электронный экзерсис. Полнота жизни, как она видится в 12 лет, сидя на склоне песчаного карьера, тут проглядывает где-то между нотами - ищите её, может быть и откроется.

О второй части говорить ещё труднее. Но придётся.

"Бочка мёда", конечно же, мягче "Капли дёгтя". Это не значит, что здесь нет жёстких вещей. Это значит, что жёсткость здесь более протяжная, растворённая, тягучая, перемешанная с мёдом. Вторая половина акустики вполне может слушаться самостоятельно, она, в отличие, от первой, более однообразной, тянет на полноценный отдельный альбом. Если первую пластинку можно порекомендовать, пожалуй, лишь любителям акустического рока, то вторая подойдёт и им, и тем, кто слушает традиционную русскую авторскую песню, и тем, кто любит романсы, и тем, кто до сих пор ориентируется на поп-стандарт "куплет плюс припев плюс припев плюс что-то ещё равно три минуты".

На боевиках "Бочки мёда" вокал Арбениной звучит задиристо и вызывающе. На медленных вещах - так нежно, будто это поёт ангелица на ухо тому, кого оберегает. А акустическая шестиструнка, скрипка Сургановой и саксофон Веры Дорн - куда более адекватное сопровождение для лирики Дианы и Светланы, чем электрогитара, бас и барабаны. Не всякая рок-группа должна звучать в электричестве. "Ночные Снайперы" - не должны. Это - императив.

Кто не согласен, кто хочет поспорить - всё равно вам придётся сначала купить эти две пластинки. И значит, моя задача - выполнена.

(Общая оценка - 5 баллов. Бонус-трэки второй части не так интересны, явно уступают основному материалу).

Видео:

Фото:

География события:

Теги:

капля дегтя в бочке меда, рецензия, rockmusic