Меню

Московский комсомолец: "Фатальная Арбенина ответит за все"

11 декабря 2002

записано 08.12.2002

корреспондент - Капитолина ДЕЛОВАЯ 

Девица Диана Арбенина в последнее время заметно похорошела. Обычно это случается с женщинами из-за резких влюбленностей. Но с некоторыми вот бывает и ввиду успешно сделанного дела. Диана - трудоголик (не путать с алкоголиком), спору нет; а потому в сердце ее нынче - тихая радость: наконец-то закончены мытарства с как бы свежим альбомом. Как бы - поскольку «Цунами», вторую свою электрическую (раньше бывали и акустические) пластинку «Ночные Снайперы» (которых лидерша - Диана) закончили аж в феврале. Девятимесячная же задержка (выхода), болезненная менопауза, понимаешь, случилась токмо из-за злого рока (рок-шоу-биза, если уж точнее, в лице черствых и жадных рекорд-лейблов).

Однако долгое ожидание, как водится, лишь подогрело интерес: про «Цунами» заговорили как про неожиданно-продвинутый рок-продукт, который развенчает представление о «Ночных Снайперах» как о патриархально-русскороковых последышах (не зря же записывался альбом в навороченной киевской студии «Столица», у очень модного, в контексте рокапопс-героев СНГ, саунд-продюсера Евгения Ступки). «Мегахаус», прослушав теплый еще CD, намерен констатировать: и впрямь имеется ДВИЖЕНИЕ (пока - не продвижение). Уже не русский рок (местами); немножко, правда, кое-где - шансон (как говорят - стебливый, провокационный). И - «хуковые» песни («hook» по-английски «крючок» или «зацепка» - прим. для невежд).

Арбенина тоже преображается в девушку с большим «хуком». Брезгливо, кстати, отмахивается от знамени пионервожатой отечественных лесбиянок (эдакую тельняшно-расхристанную расейскую K.D.Lang ведь хочет видеть в ней определенная часть фанатов). Упорно повторяет слово «фатальность» и взваливает все на себя. Концептуальное интервью «Мегахаусу» вот дает одна-одинешенька (раньше давала - всегда совместно с партнершей по группе Светой Сургановой), поскольку «отвечает лишь сама за все». Начинает разговор довольно странно...

Скрипки и розы

- Сегодня воскресенье? Не люблю. Я четко чувствую все дни недели. Воскресенье не воспринимаю... Еще не очень хорошо отношусь к понедельнику и четвергу, поскольку по этим дням у меня была «специальность» (фортепиано) в музыкальной школе. Не доверяю я среде, по средам у нас был хор, а хор я тоже не любила...

- А «Мегахаус»-то как раз по средам выходит...

- Но встречаемся-то мы в воскресенье... А ты чувствуешь дни недели?

- Ну явно не эдак остро. Меня гораздо больше угнетает, когда на улице минус 20.

- А в Магадане (Арбенина оттуда родом. - К.Д.) что минус 20, что минус 60... И дует все время неслабо...

- Скучаешь по холодам?

- Да, мне сейчас очень нужно съездить во Владивосток. Стремительно... Восемь часов туда, восемь обратно лету, и там, думаю, достаточно будет часов трех всего...

- Видать, что-то сугубо личное притягивает...

- Альбом «Цунами» ведь уже записан. Мне надо ехать за впечатлениями. Дней шесть я уже думаю, что новый альбом где-то близко.

- Чего так долго с этим тянули? Хотели повыгоднее запродать?

- Хотели, чтоб к нему адекватно отнеслась рекорд-компания. И она таки отнеслась! Дело не в денежной сумме. Все выражается в заботе и уважении ко всем песням, которые группой приносятся. А не к одной, из которой пытаются вытрясти максимум. Как это было с «31-й Весной», после которой мне приходилось доказывать, что «Ночные Снайперы» - не группа одной песни.

- Чем «Цунами» отличается от предыдущей пластинки «Рубеж»?

- Всем. Я не довольна альбомом «Рубеж», все там было сделано очень халтурно... «Цунами» же - первая взрослая работа, где все сделано процентов на 80. Впрочем, перегнули мы с количеством скрипки на альбоме (возможно, я буду бита за эту фразу 54 раза)...

- Неожиданно услышать это от тебя! Скрипка - это же ваше ВСЕ для фанатов! Душа и карма!

- Я так совсем не думаю. Засовывать себя в рамки тех инструментов, на которых умеешь хорошо играть - глупо. Скрипка - очень специфический инструмент, которым нельзя злоупотреблять и который нельзя насиловать в каждой песне.

- Ты сказала, что песня «Розы» - урод. А много ли еще в «Цунами» таких уродов, по твоему разумению?

- Там - 13 обалденно породистых песен с классной мелодикой и классными текстами. И только одна песня, сознательно лишенная идеи. Все остальные - фатальные, а «Розы» - несерьезная песня, в ней лишь намек на флирт, не более.

Ты дарила мне розы

Розы пахли полынью...

...Твои драные джинсы

И монгольские скулы

Ты была моей тайной

Зазнобой моей

- Кто-то говорит - стебливая песня! Только - стеб-то в чем? В чем-то сугубо личном: розы, скулы, тайные зазнобы (лесбийская лирика)...

- Стеб, может быть, в аранжировке...

- Шансоново-кабацкой?

- Называй как хочешь... Проигрыш Светкин скрипичный (Сурганова - скрипачка, кто не знает. - К.Д.) там был абсолютно не нужен. Зачем мы его оставили - хоть убей, не понимаю. Мой промах. Не нравится мне, когда все это начинает попахивать кабаком!

- А ведь от вас попахивает!

- Жаль.

- В последнее время ты стала одна говорить от имени всей группы. Почему замолчала твоя «вторая половинка» Света Сурганова?

- Потому что в альбоме - сто процентов моего материала. Стало быть, и ответ мне держать.

- А Света перестала писать песни?

- Нет, просто для «Цунами» мы отобрали 14 песен, написанных мной. Никто ее не неволит не писать песни. Просто из тех 28, что услышала страна (две пластинки), - 27 песен моих, и одна - ее. Поэтому я считаю себя вправе ответить на все вопросы.

- Ну ты авторитарная, я смотрю, особа! Есть ощущение, что ты Сурганову «сливаешь» попросту... И роли в группе перераспределились: сначала были две «снайперши», теперь одна - всем верховодит!

- Мне все равно, что говорит тусовка. А то, что страна любит и поет мои песни, я вижу, - и это гораздо важнее каких-то разговоров.

- А может, просто выйти из «конгломерата» - и делать что-то самой по себе? Чтобы не было повода злиться на такие вопросы? Чтобы не было проблем в борьбе с патриархальной скрипкой и боязни при этом серьезно обидеть подругу? Я вижу - грузик-то висит...

- Я себя очень классно чувствую в этой группе. Другое дело - она должна меняться. «Ночные Снайперы» - название мне родное, оно принесло мне удачу, и оно будет со мною всегда!

Жажда «мертвой петли»

- То есть в названии - кармический смысл? Не будучи вашей фанаткой, пропустила, видимо, мимо ушей его волнительную историю...

- Не помню, кто из нас двоих его придумал... Время было очень важное, очень соленое. Тяжелый был год - 1993-й. Дело было в Магадане, мы шли со Светкой в казино «Империал», где давали концерты каждый день - чтобы заработать денег на билеты в Питер (вот эту историю я уже знаю: Сурганова, жительница Петербурга, рванула за зазнобою Арбениной к ней в Магадан, ну и так далее... - К.Д.) В том казино не было ни рулетки, ни покера, никто ни во что там не играл. Это был довольно фешенебельный для Магадана ресторан с варьете, с тапером, просто названный красным словцом «казино». Возле входа тем вечером стояла машина. И ее разудалый водитель, увидев двух пигалиц с гитарами и скрипками наперевес, с головы до ног укутанных в шарфы, шубы и шапки (магаданская зима), крикнул в окошко: «Девчонки, вы с охоты или на охоту?» Мы были такие задолбанные, так не хотели в казино этом играть, а эта фраза так нас рассмешила, стала последней каплей... Сочетание «Ночные Снайперы» пришло позже - но первопричиной был тот автолюбитель. Как корабль назовешь, так он и поплывет ведь. Название «Ночные Снайперы» начало обрастать для нас удачами...

- Стало фатальным, понятное дело... Почему, кстати, ты часто это произносишь? «Фатально» - слово-паразит для тебя, что ли?

- Для меня ничего главнее фатальности в жизни нет.

- Вера в то, что все предопределено?

- Главное - чувствовать это. Состояние фатальности всегда со мной. Оно помогает мне прощать, оно помогает мне не злиться. Оно помогает мне видеть, на что способны люди, и их за это не осуждать. Я осознаю, что живу один раз, и не оправдываю себя тем, что в следующей жизни, мол, все будет по-другому и мы все успеем. Не будет ее, другой жизни... Я совершенно адекватна самой себе, торю свой путь уже 10 лет. И мне безумно хорошо от того, что моя дерзость имеет реальное воплощение. Например, в группе «Ночные Снайперы».

- Песни ты тоже делишь на фатальные и, соответственно, не...?

- Конечно. Нефатальные - это набор слов и махровая конъюнктура. Фатальность имел в себе, по сути, только один человек - Цой. И Майк Науменко еще. А больше ни в ком здесь этого никогда не было.

- А в Земфире?

- Ну - нет. Земфира - хорошая девочка, но она - не фатальна...

- Хм, но это Земфира ведь живет дерзко! То есть - живет на пределе. Ты любишь экстремальные ощущения?

- А то!

- Участвуешь, я слышала, в автогонках?

- Ну это все - по земле... А я люблю больше небо.

- Земфира прыгает с парашютом...

- А я - и парашюты, и реактивные самолеты...

- Летаешь, матушка?

- Безусловно, я никогда не сидела за штурвалом. Ты представляешь себе боевой реактивный самолет: такая тоненькая капсула с двумя кабинами - для пилота и второго пилота. Друг решил меня покатать: надели шлем, посадили в эту капсулу, и за 25 минут мы с ним проделали все фигуры высшего пилотажа, включая «мертвую петлю»! Он предупредил: «Будет плохо, нажимай на гашетку, говори в приемник!» Но чтоб я сказала, что мне плохо, - никогда... А сердце-то от перенагрузок начало подергивать. И всю дорогу, во время этих пируэтов, чтобы не окочуриться, я бубнила под нос Робби Уильямса: «Пум-пум, бум-бум, пум-пум, бум-бум!..» Ну - «Road to Mondalay»...

- Я поняла...

- А когда меня вытащили из этого реактивного самолета, первое, что сказала: «Очень хочу белой рыбы!» И меня повезли ее есть.

Долой мужеподобие!

- К чему бы это? Случаем - не к сексу?.. Кстати, давеча в одной телепрограмме с твоим участием решили обсосать вопрос о сексуальности рок-героев...

- И мое мнение там разошлось с мнением всей страны. Которая посчитала (67 процентов опрошенных по телефону и Интернету), что рок-звезде не надо быть сексуальной. Я долго думала после: почему люди так отреагировали? Поняла - у них ложное представление о вопросе. Они воспринимают сексуальность - как безвкусицу, как китч!

- Наверное, они не понимают, что самая сильная сексуальность - сексуальность скрытая. А они представляют сразу параметры Мадонны или даже ходячего, на мой вкус, антисекса - Кристины Агилеры...

- Не все одинаково. Кто-то любит укроп, кто-то перец. Для кого-то сексуален Робби Уильямс, для кого-то - Никита Козлов. У каждого есть - своя самость, свой запах! Все сексуальны, но многие в себе это душат, загоняют в угол.

- А ты - не загоняла? Года три назад, помнится, ты выглядела по-другому, довольно зажатой...

- Нет, я никогда не боялась любить. А в этом суть сексуальности. Многие люди любить боятся... Бывает, человек очень юн, доверчив, а его берут, используют и пинают. И он зажимается и начинает ко всему относиться настороженно впоследствии. Почему такое обилие молоденьких девчонок всем своим видом стараются демонстрировать нетрадиционную сексуальную ориентацию? В самый нужный момент они, вероятно, не находят своего мальчика, своего мужчину. И получаются совершенно искореженные судьбы, мужеподобные девицы и даже мужеподобные тетеньки бальзаковского возраста! Без слез не взглянешь!

- Что это ты на них ворчишь? Ведь эти тетеньки и девочки, дожидающиеся заместо мальчиков других тетенек, - ваша главная, экзальтированная аудитория?

- У нас, как оказывается, аудитория очень разная. Вчера в клубе на концерте я заметила такое количество публики, ранее не наблюдавшейся: почтенного вида мужчины в галстуках и костюмах-тройках... Пели хором песню «Россия, 37-й»... Может, что-то изменилось, но процент конкретных, стайками жмущихся девчонок растворяется в более разношерстной публике.

- То есть широкие массы распробовали музыку «Ночных Снайперов»? Может, ради широких масс ты стала уходить в текстах от ярко выраженных родовых окончаний? Вместо «она» у тебя кое-где даже появилось «он». В смысле - твой визави...

- Что-то диктуется «метром»: метрической формой стиха. А вообще, кто сказал, что я пишу песни о НЕЙ? Я песни людям не пишу. Люди лишь навевают, не более. Песня - неблагодарное существо, она впитывает первую эмоцию, а потом очень быстро избавляется, убивает того, кто дал изначальный посыл. Нелепый вопрос: о ком я пишу песню, о нем или о ней! Я вот точно знаю, что Олег Газманов написал песню «Господа офицеры» - непосредственно господам офицерам. А в песне «Цунами» столько образов... Знаешь, откуда она? Я увидела у человека пушок на шее. Это было так трогательно - потому что человек был очень мужественный.

- Пьяный мачо?

- И меня поперло! Это был посыл. А к чему в результате привел, это - иное.

Целовать тебя в шею

Оставаться следами

Безупречного цвета

Переспелой рябины

Что теперь между нами

Я не сдам я не сгину

(«Цунами»)

- Ты, бывает, обмолвишься в песне: «Ты знаешь, сколько мне лет, и я за это плачу!» Присутствует страх среднего возраста?

- Это когда сколько?

- Ну у некоторых лет в 30 случается коллапс, и они начинают судорожно подсчитывать количество появившихся морщинок... У тебя таких задумчивостей нету? Тебе же вроде 30?

- Мне - 28. Хотя 30 нравится больше, чем 28. Мне нравилось, когда мне было 25, 23, 21 и 27. Цифра 26 никогда не впирала и 28 - тоже. Наверное, поскольку не люблю четные числа. Вообще, осознанность - это классно! И если она появилась в некоторых песнях - неплохо это. А старости я пока не боюсь. Еще не чувствую ни старости, ни смерти. А что дальше будет - посмотрим!

Фатальный финал концептуального диалога, знаете ли...

 

Видео:

Фото:

География события:

Россия, Москва

Теги:

московский комсомолец, интервью, деловая