Меню

Портал "Звук вокруг": рецензия на альбом "Цунами"

14 февраля 2003

автор - Братья Гримм

НОЧНЫЕ СНАЙПЕРЫ стали всем известны в тот момент, когда ЗЕМФИРА спряталась в «14 недель тишины». В какой то степени они заменили ее, но не надолго. При несомненной похожести их разница так же значительна. Альбом «Цунами» демонстрирует эти отличия очень контрастно. Параллели, конечно, остаются. Но в этом сравнении очевидно, что ЗЕМФИРА пошла вперед, а НС остались на месте. Об этом можно говорить уверенно, по крайней мере, касательно музыки. НС всегда оставались вторичны, шатаясь от бардовской эстетики к рокопопсу, и от электрического рок – н – ролла к романсам и поэтическому шансону.

Самая заметная схожесть Дианы Арбениной и Земфиры в голосе. Он же является самым ярким их отличием. Потому что у первой он остается лишь средством передачи мыслей и образов, а у второй - это отдельный музыкальный инструмент. Инструмент по западному качественный и профессиональный.

Поэзия, причудливые образы и удивительная лирическая символика – в этом главное достоинство «Цунами». Альбома очень зимнего, настороженного, почти депрессивного. «Время года зима, время года терять». Эти строчки из песни, наполненной сквозняками душевных переживаний, пожалуй, лучше всего передают общее настроение пластинки. Главная тема – тема вынужденной разлуки, потери, одиночества. Это очень женский альбом. Причем альбом женщины зрелой («Ты знаешь сколько мне лет и я за это плачу»), в чем то жесткой («Не можешь так уходи, искалась но не звалась»), даже циничной, но в конечном итоге очень ранимой («Катастрофически тебя не хватает мне») и по-питерски деликатной.

Две первые мелодически насыщенные и эмоционально нагруженные песни («Пароходы», «Катастрофически») сменяет экологически прозрачная и размеренная «На границе». Глубина и внимание к текстам в этой вещи выверены филигранно и не уступают образцам поэтической символики, вполне сравнимых с лучшими изысками самого БГ. Пропуская в целом невзрачную «Д.Р.», нельзя не отметить наиболее интересную в музыкальном плане песню «Цунами». Она выбивается из альбома своим минимальным набором музыкальных стандартов из арсенала русского рока. Аккомпанирующий фундамент наряду со скрипкой разбавлен трагикой клавишных. Получилось эпически величаво и даже трогательно. Перекрестное соло гитары и скрипки в конце звучит достаточно нестандартно. На мой взгляд, это лучшая вещь альбома.

Этого не скажешь о «Розы», следующей дальше. Заурядное гитарное бренчание, кабацкая, ретро-шансоноподобная ритмика переходит в цыганские разухабистые мотивы и рок-н-рольный соло-проход лидер-гитары в конце.

Сочная поэтическая образность следующей «Время года зима» держит в напряжении. Однако скудность музыкальных идей начинают утомлять. Голос Арбениной все больше кажется монотонным и скучным. Чем дальше, тем больше понимаешь, что в маленьких дозах музыка «Цунами» действует весьма благотворно. Но в больших порциях все это начинает казаться профессиональным и вполне идейным, и все же занудством.

Из нахлынувшей чуть было меланхолии несколько выбивает песня «Охота на волчат». Одна из самых энергичных композиций релиза, но и она утомляет однообразием череды напряженных аккордов. 

«Dance me» неожиданно ввергает в танцевальную динамику с яркой ритмикой и восточными мотивами оригинальных проигрышей гитары. Поэзия НС, которая безраздельно превалирует и сковывает пространство инструментальных полетов в жесткую гитарную сцепку гармоний на этот раз разрывается и музыканты дают себе волю порезвиться. Жалко, что не надолго. Впрочем, следующая песня «Черное солнце» так же не плоха, если бы отчетливо не напоминало раннее творчество Наутилус Помпилиус. Зато можно атмосферно перенестись во времена апогея славы хрестоматийного русского рока. 

Песня «Afрики» снова заставляет вспомнить ЗЕМФИРУ. Причем ее образ в припеве выступает так отчетливо, что от него некуда деться. 

Альбом заканчивается задумчиво тоскливой «Зву-чи!». Песня настолько невыразительна, что я даже прокомментировать это не могу. Как не могу точно утверждать, каков смысл последних слов альбома: «Ты не вернешься». Это слепая случайность или верная догадка об уходе Светланы Сургановой из группы. Впрочем, как видно, она ушла уже до этого альбома. На «Цунами» не представлено ни одной ее песни, как вообще не слышно и ее вокала. Лишь одинокая скрипка, которая присутствует всегда вовремя, всегда в меру. Сегодня ее уже нет в группе. Но это уже другая история.

Видео:

Фото:

География события:

Теги:

цунами, рецензия