Меню

Газета "Московский комсомолец": "Рок с привкусом тротила"

9 июля 2003

Капитолина ДЕЛОВАЯ

На "Крыльях" музыкантов использовали как прокладку

На фестивале "Крылья" (который, кстати, непросто назвать рок-фестивалем-то, точнее уж - пивной пиар-акцией) случилась трагедия. И - многоактная. Гибель людей у ворот тушинского поля - увы, лишь ее отправная точка. Дальше - было пять часов трагедии моральной. Человеческой, личной, внутренней драмы музыкантов, которым приходилось выходить на сцену и продолжать гулялово для толпы, дабы создать иллюзию: ничего не случилось. Дабы власти "плавно развернули эвакуацию". 

Что там делали спецслужбы, с какой скоростью и степенью профессиональности; какие в реальности задачи-то решали (возможно кроме 5-часовой "эвакуации" на тушинском аэродроме и вокруг него проистекала еще и некая спецоперация; высчитывали, допустим, еще террористов, притаившихся в резвящейся массе), разговор отдельный, и вон туда - в колонки политических и криминальных обозревателей.

Решение же - веселить ли неведующую о случившемся толпень (мобильная связь сразу "накрылась" при помощи ФСБ), соглашаться на циничный, но вроде как неизбежный компромис или отказаться, сохранив достоинство не ходить на сцену - принимал для себя каждый музыкант. Ведь выбор есть всегда. Допустим, такой: хотя бы отказаться от гонорара за эдакое - страшное, абсурдное, с привкусом крови - выступление, танцы перед лицом смерти. Никто из вереницы персонажей со звездным рок-статусом и некоей, публично провозглашенной гражданской позицией от своих, причитающихся "пятерочки"-"десяточки" тысяч баксов что-то, однако, не стал отмахиваться (как известно, пивной спонсор "Крыльев" перекупил многих артистов для фестиваля за завышенные в полтора-два раза гонорары), не возвернул предоплаты...

Третий же акт тушинской трагедии, под названием "общенациональный телепозор", развернулся в ночь с воскресенья на понедельник. Канал ОРТ, как ни в чем ни бывало, поставил в эфир ранее запланированную телеверсию фестиваля "Крылья", причем в варианте самого нелепого монтажа, кощунственного и оскорбляющего чувства ВСЕХ (и родителей погибших, и "компромиссу уступивших" музыкантов, и вообще - порядочных людей). Сплошная веселуха и пивной угар на залитом солнцем поле, бодрый Лева Би-2 зайчиком скачет по сцене, снисходительно улыбается Андрей Макаревич в панковской майке "ЙУХ нем", "Здобы" пляшут радостно и громко с бубнами и цыганским табором. "Крематорий" бренчит опять же: "Из тех, кто ушел, никто не вернется назад". И совершенно непонятно, что вот на этих вот практически словах в пятистах метрах от заспевающего Армена Григоряна как раз и взлетело на воздух десяток подростков - на телеэкране лицо рок-ветерана бесстрастно, да и толпа колбасится...

Во время этой телеверсии, опешившие от "наглости и подставы" музыканты названивали друг другу и рвали волосы на всех местах в приступе горького сожаления: как же так, почему миллионам показывают кощунственную профанацию, ведь мы были на самом деле на сцене искренние и проникновенные, говорили слова, адекватные моменту?! Но дело-то не в вырезанных печальных фразах. Зачем вообще было показывать стране этот "моральный компромисс", фестиваль, гудящий на фоне смерти? Пивные спонсоры, понятное дело, платили загодя и немало за эту телеверсию (по неофициальной информации, около двухсот тысяч долларов стоит такой "имиджевый" эфир на ОРТ), но разве в столь экстремальных, трагических обстоятельствах нельзя вернуть назад хапнутые деньги? Да и у самих пивных воротил, этого самого "Старого мельника" совесть-то имеется, есть у тамошних рекламных директоров дети и матери?

***

ДИАНА АРБЕНИНА была на "Крыльях" печальнее всех: петь начала с посвящения "ТЕМ, кого уже нет"... "Мегахаусу" же она дала два комментария: до и после "телетрансляции" соответственно.

- Находиться там на сцене было просто невозможно. Я смотрела на лица и понимала, что мне намного тяжелее, чем этим людям. Которые находятся в большей опасности, нежели я. Ко мне подбежал парнишка за автографом, я написала и говорю: "Уезжай отсюда быстро!" А он: "Я все знаю, я все знаю", - и побежал обратно в толпу, представляешь?.. Для меня лично стоял выбор: либо помочь властям эвакуировать людей за то время, которое им нужно, либо просто встать в позу и уехать.

- Ну и как можно играть с ощущением смерти? Ведь существуют какие-то представления даже религиозного свойства. Люди только что погибли, их души еще здесь...

- "Ночные снайперы" полностью перекроили свой сэт, начали с траурной песни "Зву-чи" (которую, кстати, первым делом и вырезали затем из телеверсии. - К.Д.). И то, что мы пели, четыре вещи, абсолютно не оскорбили бы души тех, кто там погиб. Когда Стинг играл концерт и плакал через несколько дней после того, как были разрушены в Нью-Йорке "близнецы", он тем самым говорил: ребята, все равно в жизни есть любовь, и она побеждает, как это ни банально! Я вот совсем не понимаю группу "Zdob Si Zdub" (выступавшую сразу после нас), которая начала с песни "Видели ночь", и под нее понеслось гулялово конкретное. У меня прямо мурашки побежали, мы сели в машину и быстро оттуда уехали. Вот такую песню я бы никогда не спела. А "Прощальных белых поцелуев след во мне, ты не вернешься..." - это абсолютно этично. Лично я попрощалась таким образом с теми, кого я никогда не знала и уже не узнаю.

Спустя пару часов, увидев по ОРТ извращенную "телеверсию" трагического фестиваля, Арбенина позвонила в "Мегахаус" и дала еще один посткомментарий, крайне эмоциональный и болезненный:

- Сейчас могу точно сказать, что артистов на фестивале "Крылья" организаторы использовали, дав в эфир центрального канала абсолютно искаженную оценку происшедшего. Все было абсолютно иначе, а многомиллионной стране показали фальшивую картину. Выступления музыкантов искорежили. Они вообще должны были показать из нашего сэта - только песню "Зву-чи"... Они вырезали все чувства, захлестывавшие музыкантов... Артисты ведь выходили на сцену лишь для того, чтоб никто не погиб... А они вырезали все слова, которые люди говорили со сцены. Нереальная подстава для всех музыкантов. На хрена вообще такая трансляция на следующий день после трагедии, на хрена такая страна, где человеческая жизнь не имеет значения... "Ночные снайперы" очень жалеют, что приняли участие в этом фестивале!

***

Ну теперь уж жалей не жалей...

Вместо выводов вот вам последняя информация: принято решение об отмене ежегодного гигантского рок-фестиваля "Нашествие" в Раменском. На проведение "Нашествия" не дали разрешения власти Подмосковья. Неофициальная причина: нечего устраивать в Подмосковье двухдневный разгул наркоманов, хулиганов и алкоголиков, после которого только искореженные электрички и раскуроченные дачи респектабельных граждан... Тем паче ни к чему это перед предстоящими выборами в местные администрации... Тем более - в такой взрывоопасной обстановке...

По прогнозам пессимистов - следует ждать и прочих отмен. Фестивалей, конкурсов, концертов...

P.S. В момент подписания номера стало известно о запрете намеченного на субботу Панк-фестиваля в Зеленом театре Парка Горького.

Видео:

Фото:

География события:

Москва, Россия

Теги:

интервью, московский комсомолец, крылья, политика