Меню

"Новая газета": рецензия на альбом "Тригонометрия"

23 октября 2003

Сергей ЛИПСКИЙ

ЖИЗНЬ ПОСЛЕ РАЗВОДА

Если верить числам, на днях коллективу с названием «Ночные снайперы» исполнилось 10 лет. Если по-честному — настоящие «Снайперы» закончили существовать с «разводом» двух подруг

Появившись пару лет назад в столице с альбомом «Рубеж», Сурганова и Арбенина покорили Москву на раз.

Агрессивная Диана с гитарой, возвышенная Светлана со скрипкой рождали песни с аллегориями про любовь, разлуку и прочее. Такой саундтрек к жизни студенток-первокурсниц гуманитарных вузов. Девочки посещали концерты «Ночных снайперов» стадами: сначала прыгали, выражая признательность, потом танцевали однополыми парами под медленные песни. «Кошка хочет курить, у кошки намокли уши, кошка хочет любить…». Нормальные женские грезы.

Триумф дуэта не омрачался года полтора, их выделяли душевность и анатомическая искренность — Диана и Света открыто демонстрировали желающим изнанку женской души. Девочки-фанатки, подрастая, дарили пластинки «снайперов» младшим сестрам. Группу звали на фестивали и разрывали на части журналисты.

В начале 2003-го любовь прошла. Скрипачка Светлана на нервной почве отделилась от коллектива и ушла делать грустную музыку в сольный проект «Светлана Сурганова».

Арбенина оставила себе старое название и продолжила выступать с одним только надрывом.

К юбилею названия группы Диана с тремя музыкантами-мужчинами выпустила первый акустический альбом «Тригонометрия». В пластинку вошли композиции из майского выступления девушки во МХАТе перед народом.

Впечатление от прослушивания концертника — тяжкое. Нужно запастись терпением, чтобы выдержать целый час однообразных аккордов и псевдодепрессивного настроения с налетом пафоса.

На пластинке заметно: чтобы сгладить пафос, на особенно трагических моментах песен Арбенина вдруг начинает смеяться: «Мол, что это вы напряглись, это я так… нашло вдруг, теперь самой смешно».

Поклонники радуются новому альбому «Ночных снайперов» по инерции — все давно знают о разрыве творческого тандема и не улавливают в переменах ничего хорошего.

Энергетический заряд старых «Снайперов» строился на контрасте — агрессия Арбениной против грустной размышленческой нежности Сургановой. Теперь хлеб — отдельно от варенья: у Арбениной — жестко и невкусно, у Сургановой — приторно; сопли по стеклу.

На «Тригонометрии» очень заметно — музыка тоже пострадала от смены состава группы. Когда нервную скрипку заменил порнографический саксофон, общее звучание ухудшилось. Собственно музыку как продукт единения духовного порыва с творческим на пластинке обнаружить весьма проблематично. Есть стихи, гитарные аккорды, саксофонное поливалово и ставший вдруг заметным не очень профессиональный вокал. Ощущение творческого обмана усугубляется отсутствием четких ритмов.

Интересная живая аранжировка, элементы импровизации, оригинальные мелодические ходы уступают место тексту. К сожалению, в наследство от старших товарищей — бардов и рокеров музыканты новой волны получили странную установку о том, что в песне главное — слова. Музыка — всего лишь довесок, на который внимания можно не обращать.

Неплохой в прошлом коллектив перенял от предшественников-рокеров и другую дурную традицию — продавать некачественный продукт под раскрученным брендом. За последними хиленькими дисками мэтров Кинчева и Бутусова последовала «недокрученная» «Тригонометрия» Арбениной.

Последствия будут вряд ли. Привыкшая прощать русская душа по инерции «схавает» все.

Видео:

Фото:

География события:

Тюмень, Россия

Теги:

тригонометрия, рецензия, новая газета