Меню

Сайт Phillennium: рецензия на альбом "Тригонометрия"

25 октября 2003

дата указана приблизительно

 

Когда вышел альбом "Цунами", я еще сожалел, что новых песен мало... Сейчас вот слушаю новый альбом. Песен, которые я до выхода альбома не слышал, на нем просто нет. Но он мне при этом очень нравится...

Коллектив "Ночные Снайперы", образовавшись десять лет назад, успел записать семь (офииально - пять) альбомов, сыграть множество концертов, перейти из акустики в электричество, расстаться со Светланой Сургановой и в итоге снова прийти к акустике. Это, кстати, свойственно не только оставшимся Снайперам свойственно: сольная Сурганова скоро выступит в unplugged-варианте ("we can pull the plug"© Matrix) и, как сказал Михаил Козырев, продает свою электроскрипку. Снайперы же, оставшись без скрипки, поняли, что все-таки надо разнообразить саунд, и в качестве новой узнаваемой фичи взяли саксофон. В принципе я против этого инструмента ничего не имею, но снайперским песням, по-моему, скрипка все же больше подходила.

Более того - они записали не просто акустический альбом, но еще и концертный. Сделав его чем-то средним между номерного и тхе бест офа, Снайперы получили возможность писать те песни, которые хотели - часть материала раньше издавалась на альбомах, часть - нет. Но все те, которые не входили в предыдущие альбомы, я все равно слышал - их исполняли на концертах, их можно скачать, они известны среди поклонников. Это не означает, что Арбенина совсем исписалась - у нее есть новые песни, но она почему-то пошла против своего правила "издавать новое, потому что в момент записи им живешь" и никаких "Я играю в Б-2" здесь нет.

Концертность альбома сделала и другое дело - общий образ альбома стал не чем-то выверенным, что тщательно записывалось с вниманием к качеству, а таким потоком песен, где во главу угла ставится живой драйв, а не студийная точность. А возникающие на конерте ошибки - ну и пусть, так больше ощущения естественности музыки. Пойдя в этом направлении, альбом даже оформили соответствующим образом - Динка просто написала весь текст от руки, и встречаются исправления. Плюсы у такого подхода есть - в студии, когда все мысли о том, чтобы не слажать, драйв часто уходит, но и минусы присутствуют - на каждом концерте у исполнителя конкретное настроение, и одни песни под него идут лучше, а другие - хуже, в отличие от студии, где можно в каждый момент времени писать то, что сейчас ближе.

Какой альбом? Хороший. Почему? Не знаю. Новых для меня песен нет. Обещанное в рекламе "новое звучание с роялем и саксофоном" тоже не является чем-то офигительным - уж лучше бы скрипка вместо саксофона оставалась, а рояль, звучащий в "Она выпускает змей", и до ухода Сургановой там звучал, так что не так уж это и ново. Драйва мало. Но при этом я слушаю этот альбом третьи сутки подряд, почти не слушая ничего больше, и продолжаю его слушать. Просто слушаю - не задаваясь вопросами. Так что не спрашивайте, что здесь такого - слушайте.

Чуть подробнее по каждой песне:

  1. Холмы - давно известная и хорошая песня. Я особенно был бы рад, если бы задолго до альбома не выкачал ее из инета с неплохим качеством и в почти такой же версии, разве что в скачанном файле Динка не ошибалась, как здесь, и пела "дождем по щекам", а не "жарой по щекам".
  2. В городе моем - а вот за присутствие этой песни можно простить все. Эта песня под названием "Всегда" была на Второй Пуле, но там было плохое качество, к тому же моя Вторая Пуля осела у Снорки, потом (уже под названием "В городе моем") песня встретилась мне в инете, там качество было получше, но был опущен второй куплет, и вот, наконец - эта вещь в хорошем качестве и в полной версии. Раздражает только то, что Арбенина немного изменила текст песни, по-моему, в сторону ухудшения, но в целом факт все равно вызывает у меня бурю приятных эмоций.
  3. Солнце - эта песня уже была на "Детском лепете", но здесь, под саксофон, стала совсем другой. Лучше или хуже - так и не понял. Даже если и хуже, все равно осталась хорошей вещью.
  4. Бу-бу - а вот это произведение мало чем отличается от того варианта, который представлен на альбоме "Капля дегтя в бочке меда". Нейтральная песня, особых чувств не вызывает.
  5. Полчаса - вау. Песня, нехарактерная для Снайперов (сказывается чужой текст), заставляет подумать "Ух ты, а так они тоже играть могут...". Необычно и интересно.
  6. Я сижу у окна - а вот это уже на стихи Бродского (любят его как нынешние НС, так и экс-снайперша Сурганова, которая даже пошла дальше в своей любви и назвала альбом "Неужели не я" из-за одноименной песни на нем, также взявшей в качестве текста стихи Иосифа Бродского) - одна из самых сильных вещей как на Второй Пуле, так и здесь. Впрочем, в данном случае новые ощущения для меня сводились к минимуму, так как текст является главным, и хорошее качество новой записи не открывает окно в новый мир.
  7. Лист филь - эх... что-то от драйва осталось, но того молодого задора, с которым эта песня была исполнена на "Капле...", уже нет. Хотя 31-я весна у Динки все еще впереди. Сколько бы версий этой песни Снайперы не записали, все равно не получится превзойти ту, где снайперши в середине песни не выдерживали и начинали смеяться (нужно быть очень неформальным человеком, чтобы пустить такой дубль в альбом). И, в конце концов, что это за "Лист филь", если в середине нет крика "Лист филь!"?
  8. Она выпускает змей - необычная песня, давящая своей монотонностью и неотвратимостью, наезжающая на слушателя своим весом, интересная своей необычной монументальностью и тяжелая из-за прослушивания по той же причине. Рекомендую послушать хотя бы раз. Хотя версия "Динка на фортепиано и Сурик на скрипке", которая была помещена бонусом на переиздание "Капли дегтя", все равно была лучше.
  9. Внезапно - сначала эта песня называлась "Только на красный" и состояла из одного куплета. Потом называлась также, но вторую половину куплета Динка пела два раза. А теперь и название поменялось, и поется повторно уже весь куплет целиком. Такое впечатление, что Диана захотела подогнать песню под обычные стандарты продолжительности. Что есть нехорошо. Но хорошую песню ничем не испортишь, а "Внезапно" - хорошая песня.
  10. Голубой слон - одна из ранних Динкиных песен, была на Второй Пуле. Забавно, но это не та песня, которую хочется слушать снова и снова.
  11. Reggae - а вот эта вещь сначала была на Второй Пуле под названием "О тебе не поют", потом под тем же названием была записана для Канарского, но Канарский так и не вышел (впрочем, могу по секрету сказать, где можно скачать версию, записанную для Канарского, Dimik'у вот как-то уже говорил). Кстати, в новой версии опущена строфа про меченый атом, но это сделано так органично, что сначала не замечаешь исчезновения, а потом думаешь "А где эта строфа в оригинальной версии-то была?".
  12. Рулетка - а эта песня ни на одном изданном или неизданном альбоме не светилась, но под названием "Немецкий декабрь" была записана непонятно где - и не в студии, и не на концерте, видимо, где-то дома на обычный магнитофон. На Тригонометрии Динка почему-то поет более отрывочно, но хуже от этого песня не становится.
  13. Директорская - может, мне и понравилось бы, если бы я услышал до "Катастрофически", а так кажется каким-то ее уцененным вариантом. Меньше драйва и экспрессии. Но слушать можно.
  14. Вот и все мои песенки - эта песня не просто так идет вслед за "Директорской". Дело в том, что существует поющаяся подряд трилогия: "Директорская" - фрагмент из Sweet Dreams - "Вот и все мои песенки". Вторую часть, видимо, по причине неснайперского написания, решили в альбом не включать, но две другие оставили рядом. После самой песни идет стихотворение про Тома Йорка. Хорошее стихотворение, и это не антипесня - на его основе в принципе можно было бы сделать песню (даже припев наличествует), но она была бы не в духе Снайперов.
  15. DR - "ДР" с Цунами. Хорошая песня, вот только чего-то принципиально нового по сравнению с Цунами-версией я не нашел.
  16. Только ты - эта вещь была написана давно и звучала совсем по-другому, потом ее сделали в новой версии в студии (уже без Сургановой), и в обновленном виде под названием "Когда ты умрешь" она вошла в саундтрек к фильму "Кармен" (фильм, правда, как многие утверждают, гадость, надо бы посмотреть), попала на сборник "Нашествие. Шаг XIII" и... и все. Ни на альбом она в таком виде не попала, ни на радио. Зато на альбоме мы можем послушать ее в концертном виде. Который при этом хуже студийного - если играть слаженно, точно и ювелирно (что можно делать только в студии), то получается безумно красиво и тонко, на концерте же, где драйв и нет повторных дублей, получилось несколько смазанно - но все равно хорошо.
  17. Катастрофически - в оригинале (на Цунами) классная песня, а здесь получилось далеко не так хорошо - видимо, настроение на концерте у Динки было другое, не такое надрывное, какое для этой песни необходимо.
  18. Зву-чи! - а эта песня, в отличие от "Когда ты умрешь", и на концертах не теряет своей прелести (а может, мне так кажется, потому что я сам в первый раз ее услышал на концерте через несколько дней после ее написания?). Если слышали по радио версию с Цунами и она понравилась, то и этот вариант должен покатить.
  19. Цунами - еще одна вещь с Цунами (в общем-то, по названию не так уж трудно догадаться). Из тех песен, что вживую и в студии звучат почти одинаково. Хорошая песня, но не более того.
  20. Питерская - этой песне нужен драйв. На Цунами его не было. Здесь же в какой-то мере присутствует, пусть в недостаточной, но все же лучше, чем раньше...

Резюме. Всем поклонникам НС - must have. Всем любителям музыки - рекомендую. Не лучший альбом, но удачный. Почему - не знаю. Наверное, это и есть талант - сделать альбом, который, при отсутствии внешних достоинств, заставляет слушать его еще и еще.

Видео:

Фото:

География события:

Теги:

тригонометрия, рецензия