Меню

"Майнити Таймс": "Диана Арбенина предпочитает сразу убивать"

18 августа 2005

Как именно - солистка, движущая сила и творческое "всё" группы НОЧНЫЕ СНАЙПЕРЫ рассказала в интервью "Майнити Таймс". 
Впрочем, движущей силой СНАЙПЕРОВ она стала не сразу. Изначально группа являла собой дуэт равных: Диана Арбенина - гитара, Светлана Сурганова - скрипка. Однако акустические времена дебютного двойника "Капля дегтя в бочке меда" прошли, кажется, безвозвратно; после загадочного расставания (официально было объявлено, что Арбениной надоела забивающая прочие звуки скрипка) название НОЧНЫЕ СНАЙПЕРЫ осталось за Дианой, а СУРГАНОВА И ОРКЕСТР играют музыку, бьющую по иным мишеням. 20 августа НОЧНЫЕ СНАЙПЕРЫ доехали наконец до Эстонии и дали концерт в таллиннском клубе "Amigo".
Безумству поем мы песню
- Чиж как-то спел: "Говорят, музыканты - самый циничный народ". Это так? 
- Вспоминаю эту песню... Классная песня! Ну, если говорить о парнях, с которыми я работаю, - они очень трепетные люди, и никакого цинизма я от них не видела. Был у нас недолго один клавишник, познакомился с девчонкой, провел с ней ночь, а на следующее утро ей даже руки не подал, и провожали ее почему-то уже другие мальчики... Но мы быстро с ним расстались. Я таких не люблю.
- Ваши тексты - почти поток сознания. Вы их правите - или как на вас нашло, так и оставляете? 
- Безусловно, правлю. Но вот песня "Ты дарила мне розы", которая достаточно конкретна и потоком сознания не является - было лето, мы прощались, мы встречались, - она была написана за две минуты, сразу. Как-то так получилось. И я не посчитала нужным что-либо исправлять. А вообще - муки творчества бывают такие, что мало не покажется.
- Ситуации, на которых строятся ваши песни, - они все реальные? 
- Нет, песня "Юго", например, родилась, когда я ходила по выставке ацтекского искусства и увидела древнюю фигурку мужчины, а на табличке рядом было написано "UGO". Если бы я знала, как песни пишутся, я бы их перестала писать. Налет таинственности был бы снят, все обнажено, загадки никакой не было бы... Мы ведь не понимаем, почему влюбляемся. Это самое интересное - откуда любовь появляется и куда она уходит.
- Вы влюбляетесь с первого взгляда - или чувство пробуждается долго? 
- Или долго... (Смеется.) Обычно - практически сразу, до сегодняшнего дня не припомню случая, когда я бы долго присматривалась к человеку. Возникает какой-то импульс - и... Но я не могу сказать, что это "любовь с первого взгляда". Время требуется, чтобы друг друга изучить.
- Вы совершали ради любви безумства? 
- Я пыталась. Я жила тогда в Питере, а человек, которого я любила, жил в Москве. Условие было такое: отказываешься от музыки, я тебя устраиваю на работу, мы живем в Москве, все у нас будет в порядке... Я говорю: "Ну да, но я так хочу петь..." - "И будешь - в свое удовольствие! Когда друзья придут в гости..." Я себе представила эту сцену: "Диана, не споете ли вы нам сегодня?.." Но - согласилась. Мы сидели в Останкинской башне в ресторане "Седьмое небо" с крутящимся полом, там женщины боятся сидеть, потому что мужья их толкают: смотри вниз, смотри!.. И женщины: а-а-а-а!.. Ну вот, мы ждали, пока принесут грузинское вино, отмечали мое решение. А место туристическое, и прямо по ресторану ходят мужики с гармошками, гитарами, поют что-то. Я посмотрела на них и говорю: погоди-ка секундочку... И пошла. Поняла, что сделаю несчастной не только себя, но и его. Зачем? Ну и - больше меня не видели.
Арбенина-сан, внезапный самурай
- Вы по жизни человек сдержанный или порывистый? 
- Ой, я порывистая очень. Но... очень сдержанная.
- Достаточно часто читаешь о том, как русские музыканты дерутся, то Земфира кого-то ударит, то Шевчук Киркорова по лицу стукнет... Вы можете при случае дать по морде? 
- По морде дать могу. Но я этим не кичусь. А еще - я сейчас знакомлюсь с искусством переговоров и борьбы самураев. Мы сейчас довольно плотно общаемся с Японией, это получилось спонтанно, видит Бог, я ничего специально для этого не делала. Мы сыграли концерт, сейчас вот были на "Fuji Rock Festival", это огромный "вудсток" такой азиатский... Так вот, у меня - другие методы борьбы. Я убиваю сразу.
- Э... это как? 
- А зачем драться? Убиваю, разумеется, не физически, а совершенно спокойно выношу свой вердикт, проговариваю его тихим голосом - и на этом все заканчивается. Довести меня до такого состояния сложно, и это ужасно. Куда лучше, если я вспылю - мечутся тени, выясняются отношения, все кипит... А когда абсолютно спокойно говоришь "пожалуй, нам лучше расстаться" - это самое страшное, что может быть.
- Кстати о Японии: у вас 24 августа выходит "японский" альбом. Вы надеетесь покорить Японию? Повторить успех группы ТАТУ?.. 
- Вот успех группы ТАТУ повторять не хочется! (Смеется.) Потому что для них все это окончилось крахом. Японцы, конечно, доверчивы, но просекают фальшивку сразу. Девчонки приехали с большим апломбом, у них же продюсер замечательный, Ванька Шаповалов... а потом мыльный пузырь лопнул, и японские газеты - а в Японии газеты популярнее даже телевидения, их все читают, потому что много времени проводят в транспорте, - на следующее утро написали: всё, атас. И группы ТАТУ не стало. Конечно, там и сейчас есть девочки, которые ходят в галстуках и юбочках, но их очень мало. У нас же совершенно другая музыка - именно музыка, а не проект, который основан на весьма сомнительной фишке. Ничьего пути я повторять не хочу - это раз; нас пригласили сыграть, мы сыграли в апреле в одном из клубов с Кадзуфуми Миядзава-сан, нашим другом. На фестивале нас принимали совсем по-другому, это был мощный рывок вперед, сегодня, кстати, я спою песню "Симаута", которую мы пели там. Мне нравится прогресс в наших русско-японских отношениях. Но я за него не борюсь, когда все это начиналось, я говорила о том, что получится - хорошо, а не получится... Страна большая, дел у нас - очень много. Лететь девять часов, чтобы думать о покорении Японии, - не для меня.
Братьям Гримм - да, Мураками - нет!
- Земфира спела: "Эти серые лица не внушают доверия, теперь я знаю, кому поет певица Валерия". Ваша музыка и музыка той же Валерии, Кати Лель, "Фабрики звезд" - она о разном? 
- У Кати Лель был очень недурственный клип с Павлом Буре, с точки зрения видеоматериала он мне понравился. Что касается песен - это же смешно. Не хочу девушку обижать, она абсолютно... там не за что цепляться просто. А у Валерии очень хорошие вокальные данные, и если ей нравится то, что с ней происходит, - много было разговоров про ее отношения с бывшим продюсером, - то и слава Богу. Мне абсолютно все равно. Если меня что-то раздражает, я переключаю канал. Зачем себя доводить? Я пойду лучше кофе выпью или послушаю тех же немцев-электронщиков, с которых началась вся электронная музыка, группу KRAFTWERK.
- Можно как-то определить "снайперский" стиль? 
- Я пыталась - лет десять назад. Ничего не получилось. (Смеется.) Линда как-то сказала, что НОЧНЫЕ СНАЙПЕРЫ не отличаются от "Фабрики звезд" - смело весьма....
- А вы ведь выступали на "Фабрике"?
- Да, я к ним заходила дважды. Мне было безумно интересно, что это такое. Второй раз - у меня появилась собака, сенбернар Робеспьюша, а там же дети по 15 - 16 лет, я и подумала, приведу им сенбернара. Они закричали "собака, собака!" и сразу забыли про свои вокальные экзерсисы. Ну вот, Линда так считает, а другие говорят, что это тяжелая музыка. Если говорить о гитаре, мне нравится то, что делает Мэтью Беллами и группа MUSE, она у меня любимейшая сейчас. Они, увы, не очень плодовиты.
- В одном интервью вы пожелали: "Слушайте достойную музыку, читайте достойные книги..." Что для вас - достойное, что - недостойное? 
- Дамские романы я осилить не могу. Правда, и не пыталась никогда. Есть много литературы, которую мне уже не перечитать, потому что постоянно появляется что-то новое, а мне нравится быстро все познавать и все время идти дальше. Сейчас нравятся сказки братьев Гримм - но это странная история. Я пока не впадаю в детство, рано еще, но - мне нравятся Карлссон и Пеппи Длинныйчулок, и всякие такие истории.
- А Харуки Мураками? В песне "Юго 2" есть слова "бросаюсь другим навстречу и слушаю песню ветра...", а "Слушай песню ветра" - один из его романов... 
- Да, есть такая строка. Но я в Мураками разочаровалась тотально, и чем больше выходит у него книг, тем больше я его не читаю, и понимаю, что он - писатель относительный. Как и Паоло Коэльо, я прочитала в свое время "Алхимика" - и меня зазнобило, но чем дальше, тем больше хочется не покупать, не знать, не видеть. Идет спекуляция на одной идее. Мне нравится Алессандро Барикко, у него книг немного, но они друг на друга не похожи, каждая - изюминка. Он начинал с книги "Шелк".
Подальше от Годзиллы
- Между тем вы увлечены восточной философией... или "увлечены" - не совсем точное слово? 
- Меня увлекли. Я сознательно ничего не делала. Мы приезжаем в страну, скажем, в Японию, мы там работаем, а страна противоположна нашей ментальности и вообще всему русскому, она сворачивает мозги. Есть особенности психологии, попасть впросак можно на раз. Японцы никогда не скажут, что им что-то не понравилось, они промолчат - и больше никогда не появятся. В деловых вопросах они люди жесткие. Нужно учиться их понимать.
- Надеюсь, сэппуку от вас ждать не придется? 
- Нет!
- Когда слушаешь "Грязные танцы", ассоциативно связываешь эту песню со Светланой Сургановой: "А дальше - по разным мишеням..." Это правильная ассоциация? 
- Отчасти - конечно, песня навеяна Светкой, но и не только. Не было ни одной песни, чтобы образ был четкий от начала до конца. Однако если проанализировать текст, а я люблю анализировать тексты, например, Виктора Цоя, то да, там на Светку много "ссылок".
- Вы сказали: "Как музыкант я раскрыла себя процентов на пять". В какую сторону дальше будете раскрывать потенциал? 
- Я очень хочу учиться. Другое дело, что в России это сделать сложно - уровень звукозаписи и шоу-бизнес у нас чудовищный, просто Годзилла какая-то. И хотя это опасный момент - взять и закрыть все, когда так хорошо идут дела, - я бы все закрыла и уехала учиться в Лондон, туда, где появилась музыка, которой мы занимаемся. Ибо в нашем деле много профанов.
- Вы же вольны выбирать себе студию, вы не стеснены финансово... Неужели в России совсем нет профессионалов? 
- Они есть, но... Вот выйдет альбом, который сведен в Японии, и вы, надеюсь, почувствуете разницу. У них есть какое-то ноу-хау там, у нас так не делают. Может, потому что рок родился не в России совсем. Другой продакшн - прошу прощения за матерщинные слова. И "Цунами", и "SMS" мы писали в Киеве. Сейчас - записались в Москве, свелись в Японии. Дальше - не знаю. Но я не отношусь к музыкантам, которые говорят, мол, мы поедем в Лондон и привезем оттуда что-то суперское. Не было ни одного альбома, который меня сбил бы с ног.
- В симфоническую музыку не хотите удариться? 
- Мне весной предлагают сыграть с симфоническим оркестром. Я думаю: зачем? Кто-то спел дуэтом - все побежали петь дуэтом. Кто-то сыграл с оркестром - все побежали играть с оркестром...
- Это будет АРБЕНИНА И ОРКЕСТР. 
- Ага. Смешно...

Видео:

Фото:

География события:

Эстония, Таллин

Теги:

интервью