Меню

Журнал "Итоги": рецензия на альбом "Тригонометрия 2"

19 декабря 2005

Вместо мудрости

автор - Евгений Белжеларский

 

Когда-то "Ночные Снайперы" были скромным, почти домашним проектом и исполняли акустическую музыку с легким оттенком декаданса. Вероятно, Диана Арбенина вспомнила эти не худшие в истории группы времена и записала прямо на концерте, с колес, старые песни, разбавив их энным количеством новых вещей. Причем сыграла, как на заре туманной юности, под акустическую гитару. Так появилась на свет "Тригонометрия", а теперь вот за ней по причине небывалого успеха у поклонников последовала и "Тригонометрия 2" - запись сравнительно недавнего выступления Арбениной во МХАТе. 

Продвинутых критиков, возможно, смутит, что вся эта ностальгия раскручена без лишних затрат. Никаких тебе наложений и сведений, никакого саунд-продюсера - просто запись с пульта, дешево и сердито. Но если критик и посетует на "бедность" звучания, то слушатель только рад будет. Ведь за простоту публика и обожает подобные записи. Гитара может быть не настроена (это, правда, к Диане не относится), половина слов забыта или перепутана, и все равно - слушателю удовольствие. А артисту прибыток...

Все бы ничего, но в новой Дианиной интерпретации старые вещи звучат не всегда убедительно. Например, попытка заменить в хрестоматийных композициях скрипичные партии клавишными ("Автоблюз", Paris, "Солнце" и др.) не слишком удалась: длинные инструментальные куски обнажают незамысловатость мелодических ходов. Похорошела, пожалуй, только "Столица", неожиданно превратившись в какой-то легкий кабаретный блюз в духе Патрисии Каас. Что касается новых песен, то в них - при таком же, как и раньше, акустическом звучании - поражает предельная экспрессивность текстов. И "Опасное лето", и "Травы", и "Актриса", и "Редкая птица" содержат в себе гремучую смесь сентиментальности и цинизма, каковая могла бы возникнуть при совместном творчестве, скажем, Тани Булановой и Сергея Шнурова, если бы оно было возможно. К двустволкам, упертым в виски пьяной зазнобы ("Рулетка"), веревкам на распухшей шее повешенного ("Крым"), волкам, капающим слюной друг на друга и захлебывающимся собственным секретом (слушатель, оцени смысловую амбивалентность термина!) ("Ugo 2"), прибавились новые жутковатые образы: "Из луженого рта, из луженых широт вылетают не то чтобы просто слова, а гадюки из букв" ("Опасное лето"). Что ж, самокритично...

Однако если отвлечься от всех этих ужастиков, за ними открывается удивительно хрупкий образ лирической героини. В этом смысле и новые, и старые вещи напоминают записи в дневнике повзрослевшей усталой девочки. В общем, как там у Ахматовой? "Вместо мудрости - опытность, пресное, / Неутоляющее питье. / А юность была - как молитва воскресная... / Мне ли забыть ее?"

 

Видео:

Фото:

География события:

Теги:

тригонометрия 2, рецензия, итоги