Меню

Журнал FUZZ: интервью "Любовь и все-все-все"

23 мая 2007

дата указана приблизительно

корреспондент - Екатерина Борисова

Иногда я жалею, что нам с Дианой Арбениной удаётся нормально пообщаться не чаще, чем раз в полгода. Она хороший собеседник, с ней одинаково удобно разговаривать и о чём-то важном, и о сущих пустяках. Но, с другой стороны, когда наши графики всё же совпадают – так приятно выбрать какое-нибудь малолюдное кафе, сесть друг против друга, заказать по чашке кофе и начать делиться накопившимися новостями. Говорить о чём угодно – о работе, людях, музыке, фильмах, городах… И о любви, конечно же.

Люди

FUZZ : Первый вопрос самый натуральный: что нового?

Диана Арбенина: Начну, разумеется, с людей. Во-первых, у нас новый бас-гитарист, потому что Фёдор Васильев ушёл в свою первую группу КРУИЗ… то есть сейчас она называется ГАИНА. Для меня это было полной неожиданностью, и вообще я об этом узнала одной из последних. В принципе, они собирались уйти вместе с Митькой Гореловым, но Митька в последний момент предпочёл остаться со мной. Я ему безумно благодарна за это, потому что очень устала от потерь людей. И, конечно, была обескуражена решением Фёдора. Но у нас отличные отношения, мы вместе слетали в Америку и там отыграли весь тур… то есть как общались, так и общаемся. Потому что одно дело, когда приходится человека увольнять, а другое дело, когда человек уходит сам, причём туда, где он начинал. Я не знаю, как у них там всё сложится – я с Интернетом не дружу, и черпать информацию мне неоткуда, - но желаю им, чтоб всё отлично получилось. Ведь действительно профессиональная была группа, и если она возродится, то дай-то Бог. Я даже просила Фёдора провести меня на концерт, но у нас пока не совпадают графики.

FUZZ : И кто в СНАЙПЕРАХ теперь играет на басу?

Диана: Дмитрий Максимов. Это очень молодой парень, самый маленький в коллективе. Ему, по-моему, 24 года. Безумно я им довольна, он талантливый такой! Кровянистый, классный парень, зажигает на концертах, и девочки его любят со страшной силой.

FUZZ : А откуда он пришёл?

Диана: Он много работал как студийный музыкант. Я не могу рассказать его полное досье, но взяла с первого прослушивания, потому что его рекомендовали очень уважаемые мною люди. И не пожалела. Был недавно такой случай: я остановила концерт посередине и говорю: «Димка, а давай прыгать - кто дольше пропрыгает?!» А сама думаю, что у него гитара-то тяжёлая... У него очень красивые инструменты – безладовый бас и так далее. И мы стали с ним прыгать, и он меня сделал!

FUZZ : Так он и помоложе будет…

Диана: Ну да, ему же не 32, как мне (смеётся). И я ему в гримёрке потом говорю: «Как классно! А я думала, что ты не согласишься». А он: «А я думал, поддаться или нет?» Я говорю: «Только попробовал бы поддаться!» Ну, в общем, хороший парень.

FUZZ : Слушай, а ведь ты на велосипеде катаешься! Где же твоя спортивная форма?

Диана: Ой, на велосипеде я уже не ездила чертову тучу времени. Ты что, какой велосипед? Я сейчас жду, когда придёт мотоцикл, и он скоро уже должен прийти. Надо будет работать над правами. А так сейчас мало движения. Я двигаюсь только на концертах. Ну, и пытаюсь ходить как-то. Всю Америку, например, прочесала.

FUZZ : То есть как – всю Америку?

Диана: Я имею в виду все города, где мы были. Я ходила там пешком, несмотря на то, что было очень холодно, просто зверский дубак. 

FUZZ : Какие именно города?

Диана: Мы были в Нью-Йорке, Бостоне, Чикаго, а начали в Сан-Франциско.

FUZZ : И какие ощущения? В качестве не гастролёра, а пешехода?

Диана: В первый раз, когда мы приехали туда 5 лет назад, я Америку не очень поняла. Не очень почувствовала. Сейчас – нормально. Там нужно просто понять некоторое количество непреложных вещей. Ну, например, что закон – это закон, и его обойти невозможно. Никаких поправок не существует, и нужно следовать букве закона, иначе выйдет себе дороже. Если, например, по воскресеньям они ходят в церковь, и поэтому спиртное продаётся везде только с 10 часов утра, то в 9:59 тебе его не продадут, хоть бейся о барную стойку головой. Но зато обязательно продадут в 10:01. Нет, хорошая страна, но есть в ней свои особенности – если их поймёшь, то будет легко. Но не стоит пытаться обойти что-либо.

FUZZ : Я знаю, что в Сан-Франциско часто выступают русские рок-группы…

Диана: Да, это один из самых тёплых городов – даже не в плане климата, а в плане приёма. Нью-Йорк и Сан-Франциско тут лидируют. Бостону и Чикаго я тоже многим обязана, но всё ранво чувствуются какие-то эпицентры приёма русских.

FUZZ : И на концерты по-прежнему ходят только эмигранты?

Диана: Да, 95% примерно. Естественно. Там много русского населения, и его сбрасывать со счетов нет смысла. И врать, что наша музыка востребована на Западе, нет смысла тоже. Она не востребована на Западе, и востребованной быть не может.

FUZZ : Кроме этники и классики, видимо?

Диана: Кончено. Да о чём речь, если рок-н-ролл там родился? Что там можно доказать, исполняя рок на чужом для них языке? Да ничего! У меня нет никаких амбиций, я чётко знаю своё место, и больше того, что у меня есть, иметь не хочу. И когда люди говорят: «Вот, у нас тур по Америке был ломовейший!», они всегда имеют в виду ту публику, которая эмигрировала или просто живёт там. Надо честно отвечать на поставленные вопросы. 

FUZZ : А тамошняя русская публика реагирует просто на сам факт приезда русской же рок-группы или же конкретно на тех или иных артистов?

Диана: О других не знаю, не могу судить, но у меня на концертах зрители поют все песни. И, мне кажется, так происходит со всеми группами. Потому что публика испытывает там жутчайшую ностальгию. Сидишь там за 10 тысяч километров от родины, и вдруг приезжает оттуда человек, песни которого ты любишь. Кончено, ты побежишь на концерт!

FUZZ : Но ведь всё это можно качать из Интернета, смотреть клипы…

Диана: Любовь по проводам не передаётся! Любовь – это чувственный и тактильный контакт. Ну да, у них есть мои пластинки, но концерт – это же совершенно другое. Вот смотри: мы сидим тут в кафе, разговариваем, а сели б ты сказала: «Слушай, Арбенина, мне так лень куда-то идти! Давай лучше по телефону…»?

FUZZ : Не сказала бы.

Диана: Вот именно. Живое общение – это ж совсем другое дело.


Сеть

FUZZ : Ты, кстати, говорила пяток минут назад, что не любишь Интернет. Почему?

Диана: А что мне делать в этой помойке?

FUZZ : Э-э-э… Кто чего ищет - тот то и находит, по-моему. Кто ищет помойку, найдёт помойку, кто ищет цветы, найдёт цветы.

Диана: Если я захочу купить цветы, я выйду на Невский проспект и куплю. Я не буду сидеть в Интернете и узнавать адрес, по которому их можно купить. Сплетни о себе я слышать и знать не хочу, потому что я человек ранимый. Если захочется узнать, скажем, прогноз погоды, я найду другие способы. А вот это постоянное стремление залезть в Интернет и там всё увидеть- услышать мне чуждо.

FUZZ : В информационном плане Интернет часто удобнее, чем другие источники. Быстрее и проще.

Диана: (со вздохом) Ну да, это так, но… я очень обожжена Интернетом.

FUZZ : В плане каких-то сплетен о тебе?

Диана: Да. Мне это неприятно. И зачем мне туда лезть и натыкаться на очередной пасквиль? Лучше вообще не заходить. А что касается информации, то я могу всё спросить у своего пиар-менеджера, она мне всё расскажет (улыбается). И, между прочим, я смотрю новости по телевизору. Причём не только по Первому каналу, но и по ряду других. Независимая информация - это очень важно.

FUZZ : А Живой Журнал тебя тоже не интересует?

Диана: Нет. Мы однажды по приколу решили мне его завести. Ну, завели, и больше я туда ни разу не зашла. У меня нет даже электронной почты. Уже года 3-4 как нет. Я этим не кичусь, просто действительно - незачем.

FUZZ : Ладно, кто-то и газет не читает, и телевизор не смотрит. У каждого своя жизнь.

Диана: Не, телевизор надо иметь – вдруг фильм какой интересный выходит, и можно купить диск, воткнуть в дивидюк и посмотреть, да ещё чтоб рядом никто не жрал поп-корн или семечки. Вот я сегодня сходила, посмотрела фильм с Де Ниро, «Ложное искушение» называется – так рядом сидел дядечка, который щёлкал семечки всю дорогу, а потом ещё договаривался с кем-то по мобильнику: «Ну, ка-ароче, Андрюша, я буду к четырём часам». Причём громко! Лучше уж диск смотреть дома.

FUZZ : А как ты к скачиванию музыки из сети относишься?

Диана: Ни разу ещё ничего не скачивала!

FUZZ : А в принципе? Сейчас все ведь обсуждают проблемы пиратства и скачивания музыки в частности.

Диана: Я понимаю, что это неизбежное зло. И воровство. В частности, воровство из моего кармана. Ну как к этому можно относиться? Разумеется, негативно, но сделать с этим что-то невозможно. Как качали, так и будут качать. А к платным ресурсам очень мало кто обращается. Надо, чтоб закон соблюдался, как в Америке. Вот случай, который я там наблюдала: кассир обсчитался и с сотни дал сдачу не 25 долларов, а 80. Как поступил бы русский покупатель? Подумал бы: «О, классно, халява!» и ушёл бы красивой походкой моряка. А там это невозможно, другой менталитет. Там покупатель идёт к кассиру и говорит: «Извините, вы обсчитались». И по-другому поступить – дикость, потому что кассир работает за 6 долларов в час, и у него разницу вычтут из зарплаты. И если к этому пониманию и наша страна придёт, мы станем гораздо лучше жить. Я бы не сказала, что горжусь тем, что за всю жизнь не своровала ни рубля, но у меня совесть чиста, и мне приятно с этим чувством жить.


Альбом

Диана: Что касается альбома…

FUZZ : Давно пора.

Диана: Альбом очень странно получился. Я решила этот альбом придумывать – на основе тех песен, которые уже были или которые я ещё не успела дописать – с Шурой из группы БИ-2. И сначала хотела его писать со своими музыкантами, но когда я пришла на репетицию, дав ребятам предварительно рабочие фонограммы – это были песни «Спокойной ночи» и «Стань Моей Птицей» - они эти фонограммы конкретно в штыки восприняли. В частности Фёдор про «Стань Моей Птицей» сказал: «Мне здесь нечего играть». А это вообще не мой подход - ведь сели ты в коллективе, что значит «нечего играть»? Принцип музыки и жизни - в том, что не может быть двух солистов, солист должен быть один. Совершенно нормально, если бас-гитара вступает только с припева или играет только коду. Вот этот подход «я должен играть очень много нот и делать это очень забористо» - совершенно не мой. Но я абсолютно честно раздала им демо-фонограммы, которые сделала вместе с Шурой…

FUZZ : Давай с этого места поподробнее. Вы вместе с Шурой решили писать альбом?

Диана: Нет, мы вместе с Шурой решили альбом п р и д у м а т ь. Решили придумать полностью все аранжировки, что и сделали при помощи студии Большакова. Там работает Женя Панков, львиная доля альбома – его труд. Там работает Олег Чехов, который сделал песни «Земляничная» и «Доктор». Они аранжировщики оба. Мы с Шурой привлекли и, а потом решили поручить моим парням это дело сыграть. Я принесла им демо-фонограммы, которые были сделаны в компьютере, разложены по партитурам и так далее. На уровне идей. И парням было предложено всё это выучить и сыграть. 

FUZZ : С поправкой на живое исполнение.

Диана: Да. Но чтоб было то же движение, нормальная ритмика… И они этого ничего не сделали. И я разозлилась - причём этак конкретно, по-арбенински. Говорю: «Не хотите – как хотите!» И забила на это. В итоге альбом писал, если брать СНАЙПЕРОВ, только Митька – барабаны почти везде сыграл. А что до участия остальных парней как музыкантов, то у нас в итоге наладились отношения. Мы собрались, поговорили, и они сказали: «Мы отдаём этот альбом совершенно без всяких, это твои эксперименты», и я их за это очень уважаю. Кроме того, они записали один традиционный блюз – я его назвала «Цыганский блюз» - и он получился такой офигенный! Жаль, что уже Фёдора не было, но Димка там сыграл просто суперски. Потом мы сложили все фонограммы, отрепетировали альбом и будем его играть живьём.

FUZZ : какой в нём соотношение между новыми и старыми песнями?

Диана: Альбом мы досвели в Лондоне, в январе, и самая новая – и самая главная – песня в нём «Бонни & Клайд», она была написана прошлым летом. «Цыганский блюз» был тоже написан летом. «Земляничная» - достаточно старая песня, ей года два-три уже. То есть довольно большой разброс, есть песня, написанная аж в 1998 году – «Когда Свет», ею альбом закрывается. А начинается с «Актрисы». Всё должно быть жизнеутверждающе!

FUZZ : Если касаться не аранжировок, а собственно песен – какое ощущение главное: что ты продвинулась вперёд или вглубь? Или ушла куда-то в сторону от себя?

Диана: Там есть два электронных эксперимента: «Земляничная» - очень мягкая песня, а «Доктор» - там очень много ритм-секции… Мне самой кажется, что у меня всё наладилось внутри, мне хорошо от того, что я имею право экспериментировать, при этом чётко понимая свой стержень, у меня такой счастливый период в жизни! Этот альбом – неоднозначный, безусловно, но я таких ещё не писала.


Любовь

FUZZ : Есть такое правило: когда человек начинает заниматься творчеством, он пишет всегда о личном…

Диана: Ты про меня хочешь спросить? Так я влюбилась!

FUZZ : Это отлично! Но я-то о том, что чем старше человек становится, тем больше он склонен делать на основе личного опыта обобщения, проводить параллели… Притчи писать.

Диана (улыбаясь): У меня такого нет. Пока – ни одной притчи.

FUZZ : А Бонни и Клайд? Это ведь не герои твоей личной истории.

Диана: Понимаешь, это какая-то заповедная история для меня. И это отсылка не к Бонни и Клайду, к фильму «Прирождённые убийцы». Прекрасный фильм.

FUZZ : Один из самых моих любимых.

Диана: Я не могу понять одного: почему эти прекрасные омерзительные подонки сотнями гробят бюргеров, и небо их всё равно принимает? А их невинные жертвы не вызывают никакого сострадания? Мне кажется, дело в том, что там такая любовь была, что Господь их принял, и все пули они унесли в себе – пули, направленные в тех людей, которые т а к не любили. Ведь каждый человек имеет какую-то меру любви, предел. Я вот пока испытать его не могу. Во мне её очень много, я даже не знаю, на что я вообще способна ради этого – я не говорю о каких-то крайних штуках вроде убийства, - но меня сейчас просто зашкаливает, рвёт этой любовью! А ведь есть люди, которым этого, по большому счёту, не надо. И я влюбилась в эту историю, мне нравятся эти два артиста… расскажи, что ты думаешь по этому поводу?

FUZZ : Понимаешь, там ведь не случайно в начале фильма показано, насколько героев гнобили родители и все окружающие, и до какой степени остервенения их довели. И вот эти двое полюбили, с ними случилось это чудо, и друг на друга они выплеснуть скопившуюся агрессию уже не могут. И та разрушительная энергия, которая в них накопилась в чудовищном количестве, тем больше выплёскивается вовне, чем сильнее они друг друга любят.

Диана: Ну да… но ты согласись, что очень сильная история?

FUZZ : Конечно.

Диана: И я написала песню. Там очень простой текст, какой мне обычно никогда не давался, и я после этого звонила маме и говорила: «Я написала лучшую песню в своей жизни!» И не случайно весь альбом назвала «Бонни & Клайд».

FUZZ : Есть распространённое мнение, которое часто подтверждается фактами: когда человек счастлив, он ни песен, ни стихов не пишет, картин не рисует, а только в этом своём счастье пребывает. А творчество начинается тогда, когда человеку хреново.

Диана (легко): Это стереотипы, у меня всё не так. Протестую! Эта любовь из меня так выплёскивается, что имеется её проявление в виде песен и, извините, картин. Я, безусловно, отдаю всё тому, в кого я влюблена, но этим я не заканчиваюсь. И любви становится больше, и его самого становится больше. И я тем самым расту. А сидеть и помирать от печали, и ещё чтоб из этого хорошая песня получилась – это бред. Бре-до-то!


Деньги

FUZZ : Ещё о стереотипах, если уж на то пошло. Существует мнение, что, цитируя Умку, «музыкант должен быть бедным, больным и бездомным». И тогда, мол, его творчество настоящее и искреннее. А если он не бедствует, и у него инструменты хорошие, то всё, что он пишет – это ложь, фальшь и вообще дерьмо.

Диана: Ну не понимаю я эту ущербность человеческую! Почему нужно жить плохо? Зачем он должен голодать? Я, например, вдосталь наголодалась в своей жизни, но сейчас я не стала есть больше или вкуснее, потому что для меня это не главное. У меня, да, появилось больше возможностей – вот я вижу надпись «Гаага» на стенке кафе, хочу поехать в Гаагу, беру деньги и еду туда. Захотелось купить гитару – куплю себе гитару. И я в этом абсолютно честна, потому что зарабатываю своим трудом. Другое дело, что мне не хочется ежедневно летать в Гаагу или покупать тромбоны (смеётся). Или жрать фуа-гра. Не выношу заскорузлых стереотипов! Почему нужно болеть? Люди должны не болеть, потому что если к себе заботливо относишься, то и к другому будешь также относиться. Если ходишь с отмороженными руками, то и любимый человек рядом с тобой будет мёрзнуть, поэтому если покупаешь перчатки, то купи уж две пары!

FUZZ : А если денег хватает только на одну пару, то носите их по очереди!

Диана: Нет, пусть один носит правую, а другой левую. Мы очень часто так ходили… Нет, существует, конечно, очень много людей, которые не знают, куда девать свои деньги. И спускают их на алкоголь, на наркотики, на баб, в казино и так далее. Я к этой категории не отношусь, хотя и не осуждаю никого, каждый по себе выбирает. Но если б у меня был миллион долларов, я знаю, куда его деть.

FUZZ : Куда?

Диана: Сначала я помогу маме. И ещё тем, кому надо. А всё остальное буду вкладывать исключительно в музыку. Я понимаю, что таких идиотов и придурков, как я, в принципе мало, потому что поехать в Лондон сводить альбом – это нужно быть крезанутым совершенно. Это такие материальные затраты! Но я получила такой кайф! Это ведь не понты. В нашей стране научились писать альбомы, слава Богу, но сводить - нет. У нас нет ни традиций, ни культуры. Мне хотелось поехать в Мекку музыки, в Лондон, и попробовать это сделать там. И я не ошиблась. Я очень дрейфила, мне казалось, что будет тяжело работать, - но чем профессиональнее человек, тем легче с ним разговаривать… И мне абсолютно не жалко денег на то, чтоб развивать группу НОЧНЫЕ СНАЙПЕРЫ.

FUZZ : А если у тебя будет действительно много денег - нет желания заняться продюсерством?

Диана: Это ответственное дело, тут нужно очень верить в того, кем занимаешься, хотеть его продюсировать. А просто красивые слова «продюсерский центр» - это не для меня. Нужно влюбляться в музыканта, которому хочешь помочь, понимаешь?

FUZZ : А если ты встретишь молодого талантливого музыканта, у которого всё есть, вот только с деньгами пока плоховато…

Диана: Да, это мой брат. Я его встретила уже (смеётся). Он мне написал недавно SMS: «Диня, мы записали 4 песни, потратили очень много, дай денег, пожалуйста». Я ему ответила: «Я тебе дам, но в долг». Потому что нужно думать, прежде чем что-то делать. Их четыре здоровых лба, они играют дэт-метал, ужас просто.

FUZZ : Так они, может, круто играют дэт-метал?

Диана: И прекрасно! Но это же не мешает четырём лбам пойти разгрузить вагон и заплатить 15 тысяч рублей за 4 песни, записанные в Рязани – там ценник именно такой. Заплатить на данном этапе за своё удовольствие. И вообще, если влюбляешься в человека, то надо дать ему сначала моральную поддержку. Потом он совершенно чётко встанет на ноги сам. Главное ведь - не деньги, деньги вторичны. А первичен посыл. Меня вот недавно девочка молодая, талантливый поэт попросила написать рецензию. Я написала, она мне говорит: «Спасибо тебе большое». И ей в голову не пришло сказать: «Слушай, субсидируй мне книжку». Она сказала: «Напиши, что ты думаешь о стихах». Это ведь намного важнее.


Работа

FUZZ : Мы с тобой немного не договорили о твоей работе с Шурой Би-2. С чего всё началось?

Диана: Мы с ним прониклись друг другом после песни «Медленная звезда». Они с Лвкой предложили мне её спеть, и мы спели. Очень удачный был альянс, в котором многие меня не узнали. Я там женственная, а все думают, что я с винтовкой наперевес бегаю (смеётся).

FUZZ : А ты отрасти волосы и заплети косы.

Диана: Всё равно будут спрашивать: «Где винтовка?..» Ну вот, а потом мы как-то сидели с Шурой и он говорит: «Давай попробуем вместе твой альбом сделать, я тебе хочу помочь». Кстати, примерно об этом я только что говорила. И я сначала думала, что ничего не получится. Но то, что получилось… Я не боюсь показаться нескромной, но я абсолютно счастлива сегодня. И себя уважаю за смелость, за то, что у меня получилось всё это выдержать, и результат себя в моих глазах оправдал. Хочу писать следующий альбом уже!

FUZZ : С Шурой?

Диана: Не знаю. Об этом я не думала ещё.

FUZZ : А ещё с кем-то хочется работать?

Диана: Пока руки не дошли. Концертов-то много предлагается, но я не многостаночник в данном случае. Я не понимаю, как можно хотеть петь каждый день. Туры бесконечные – это ненормально, нужно отдыхать, нужно высыпаться… Чем старше женщина становится, тем больше ей нужно спать. Связки нужно беречь. Я после концертов не зажигаю – не пью водку, не употребляю наркотики, как многие думают. Я приезжаю домой ровненько, пью молоко с мёдом и ложусь спать, потому что знаю прекрасно, что у меня утром самолёт, днём три съёмки и послезавтра снова самолёт. Попробуй тут позажигай!

FUZZ : О съёмках, кстати: клипы какие-то были в последнее время?

Диана: В марте мы снимали клип на песню «Морячок». Я очень хочу заниматься видео, мне не жалко на это времени, но нет денег на ролики вообще. Извини, конечно, что тема денег тут красной нитью проходит… ну и пусть проходит. Видео – очень дорогостоящая штука.

FUZZ : А не бывает энтузиастов, которые прибегают и кричат: «Давайте мы вас снимем безвозмездно из любви к вам большой»?

Диана: Иногда некие киношники предлагают некий бартер. А спонсоров нет. Жаль.

FUZZ : Что за киношники?

Диана: Есть предложение писать музыку для кино. Я это пытаюсь совмещать. Сейчас ведь львиная доля времени ушла на альбом, ещё я книжку выпускаю.

FUZZ : Какую?

Диана: Стихов. Я хочу, чтоб там только стихи были, без текстов песен. Ещё проза кое-какая, картинки, фотографии. Работы, в общем, много. Хотелось бы, конечно, всё совмещать. Я пытаюсь.

 

Видео:

Фото:

География события:

Россия, Санкт-Петербург

Теги:

интервью, fuzz