Меню

Сборник "ВОСЕМЬ С ПОЛОВИНОЙ: статьи о русской рок-песенности"

18 августа 2007

Вышла в свет книжка «ВОСЕМЬ С ПОЛОВИНОЙ: статьи о русской рок-песенности». Первый в Калининграде сборник статей по русскому року. Выпустило «Издательство РГУ им. Канта». Все авторы — аспиранты или студенты из Калининграда и не только.

В сборник вошла статья Галичевой Т.О. "Семантика цвета в рок-поэзии Д. Арбениной (группа «Ночные снайперы»)".

 

Рассматривается поэтическая семантика прилагательных со значением цвета «белый», «черный», «красный» в текстах Д. Арбениной из альбомов группы «Ночные снайперы» 1998-2006 годов.
В текстах Дианы Арбениной цвет, его символика и цветовая картина мира играют первостепенную роль. И дело здесь не только в яркости или количестве красок, а в семантике которую они несут, выражая порой те сокровенные мысли и чувства автора, о которых она не в силах молчать, но и не хо¬чет сказать прямо. О важности самой категории цвета в стихах Арбениной можно судить по таким строчкам: «будет ночь бить в немое стекло // разноцветным ветром ломая цветы», «горсти забвения цвет неприкаянный», «я люблю того, кто видит мой цвет»; в решающий и трагический момент жизни ее героиня восклицает: «и полотно травы // твоим глазам вуаль // но цвет уже не различить» …
Объектом нашего исследования стали только тексты песен Арбениной из всех официально изданных на сегодняшний день альбомов группы «Ночные снайперы»: «Капля дегтя / В бочке меда» (1998), «Детский лепет» (1999), «Рубеж» (2001), «Цунами» (2002), «Тригонометрия» (2003), «SMS» (2004), «Тригонометрия-2» (2005), «Koshika» (2006). Кроме того, мы ограничим непосредственный материал прилагательными со значением цвета.
Слова такого рода в песенном творчестве Арбениной мно¬гочисленны и разнообразны: черный встречается 33 раза, белый - 35 раз, красный -13, зеленый - 8, голубой - 8, чер¬но-белый - 5, золотой - 6, алмазный - 5, желтый - 2, си¬ний - 3, темно-синий - 2, прозрачный - 2, малахитовый - 1, изумрудный - 1, ярко-изумрудный - 1, вишневый - 1, ро¬зовый - 1, светлый - 5, темный - 13, серый - 1, седой - 1, белоснежный - 1, бледный - 1, алый - 1, кирпичный - 1, янтарный - 1 и т. д. Цвета, упоминаемые в песнях Арбени¬ной лишь однажды, являются в ее художественном мире опре¬делениями особо важных предметов, понятий и часто отно¬сятся к некому адресату, к которому обращена речь, например: «малахитовых глаз не беда, а мольба». Кроме того, в своих песнях Арбенина употребляет и собственные цветовые обо¬значения: ядерно-солнечный - 1, цвет фламинго - 1, кри-стально черный - 1, безупречный цвет переспелой рябины - 1, цвет неприкаянный - 1. Эта группа цветов особенно экс¬прессивна и маркирована в художественном мире Арбениной. «Белый цвет, включающий все цвета спектра, является символом чистоты, невинности (как телесной, так и душевной, духовной), совершенства, универсальной силы, Абсолюта, обладает позитивной оценкой» . Но в восприятии лирической героини Арбениной он иногда (именно в ранний период творчества) имеет негативное значение, ассоциируясь, как и черый, со страхом, капитуляцией, холодностью и враждебностью, как, например, в песне «Только шум на реке»: «поплыву по воде среди белого льда // и лед будет биться о мои руки и плечи // и будет царапать мою шею и грудь...»
С другой стороны, белый цвет, как и черный, часто симво¬лизирует абсолютный покой, пустоту, отсутствие жизни, поэтому не случайно обилие белого в ранней песне «Я раскра¬шивал небо», где герой, видя пугающую его первозданность и пустоту чистого белого неба (за ним видится чистота, перво-зданность и пустота всего мира), хочет добавить в него краски. Но ему мешает присутствие некой загадочной тени:
я раскрашивал небо как мог
оно было белым как белый день
я лил столько краски на небеса
но не мог понять откуда там тень
это было в жаркий июльский день
когда болота горят
когда зажигается дом
от одного взгляда
И далее первые шесть строк повторятся еще трижды, доказы¬вая важность этих красок (точнее, их отсутствия) в сознании героя и художественном мире автора. Текст имеет модульную композицию: строится на основе повторов, но не рефрена (или припева в музыкальном произведении), а самого куплета; в каждой последующей строфе изменяется только предпо¬следний стих: сначала «...зажигается дом от одного взгляда», затем — город, мир и, наконец,«...зажигается всё от одного взгляда». Следовательно, герой песни пытается бороться с холодным и пустым белым цветом, разбавляет его красками, но ему мешает в этом тень, возможно, от горящих болот (тогда можно говорить и об имманентном присутствии в данном тексте темного цвета).
Являясь спутником смерти в культурах разных эпох, бе¬лый цвет и здесь проявляет свою амбивалентность. С одной стороны, это цвет траурных одежд, традиционно бесцветных и белых в Китае, Японии, в Древнем Риме и во всей Европе. В течение многих веков он означал не печаль, а посвящение в новую жизнь, ожидающую умершего. Такова семантика белого цвета в песне Арбениной «Только ты», хотя в ней и нет речи о начале новой жизни, белый здесь просто - знак свершившейся смерти, причем текст написан в будущем времени:
когда ты умрешь будет самый красивый закат
случатся все молнии грозы и все дожди
белее снега рубашкой накрою тебя
и снов пожелаю тебе самых крепких снов
С другой стороны, в христианской культуре это особый цвет: при преображении Христа «одежды... Его сделались белыми, как свет» (Мтф. 17: 2), это также цвет одежд Девы Марии на некоторых иконах (что символизирует чистоту и невинность), ангелов, священников для важнейших христианских праздников. У Арбениной также есть упоминание о бе¬лых одеждах, которые становятся в ее интерпретации симво¬лом начала новой жизни, не обязательно жизни после смерти, а просто другой, новой (например, вдали от любимого чело-века): «белые одежды надевай // волосы по плечи расти» («Парфюмерная», 1999).
Подобное значение белого цвета обнаруживается и в песне альбома «Тригонометрия-2» «Опасное лето» (2004), текст ко¬торой представляет собой размышление о пройденном жизненном пути, о дружбе, любви и предательстве и передает тоску Арбениной по новой, светлой, чистой жизни, символ которой видится ею в белой рубахе:
Ветер песни кружит, ветер песни крошит
Я меняю рубахи, а белой по-прежнему нет.
Таким образом, в творчестве Д. Арбениной отчетливо прослеживается мотив «белой рубахи», проходящий от первого альбома «Детский лепет» до последнего «Тригонометрия-2» и символизирующий новую, чистую жизнь.
Семантика черного в творчестве Арбениной является сложной и неоднозначной. Традиционно в сознании людей черный цвет, как и белый, символизирует абсолют, но в двух противоположных смыслах, то есть может выражать как абсолютную полноту, так и абсолютную пустоту, он часто служит для обозначения мрака, хаоса и смерти.
Так, песня с обманчиво-поэтичным заглавием «Вечер в Крыму» содержит размышления о самоубийстве:
отсутствие глаз на твоем лице
танцует на стене тень крошечной спички
мне тебя любимый не догнать уже
я рву связи и ломаю привычки
я наверное смогла бы уйти с тобой
выбросив горло в пролет окна
но ворот белой рубахи параллелен полоске
на распухшей шее
она так черна
Героиня хочет последовать за погибшим другом (упасть из окна или повеситься): «уйти... выбросив горло в пролет окна». Но «ворот белой рубахи» контрастирует с черным следом от веревки на шее любимого человека - зримость, осязаемость возможной и вроде бы желаемой смерти пугает и, следовательно, стимулирует жажду жизни (эти стихи повторяются в тексте трижды).
Сочетание черного и белого вообще очень характерно для творчества Д. Арбениной, особенно для альбома «Детский ле¬пет» (песни «Вечер в Крыму», «Черно-белый король», «Солн¬це», «Стерх и лебедь»), где белый и черный встречаются по девять раз, а черно-белый - 4 раза. Сочетая черный с белым, Арбенина усиливает и подчеркивает их основные значения, превращая данные цвета в особые знаки-символы. Белый цвет несет семантику чистоты, света, добра и т.д. А черный стано¬вится не только символом смерти, но и вообще знаком беды, разлуки, потери или какого-то зла, не имеющего имени. Ср.: «прощальных белых поцелуев след во мне // ты не вернешься // меня рисуют мелом на стене // ты не вернешься // и пролетают черные леса // успеть прикрыть бы спину // я рада: ты живой пока // я не предам я не покину» («Зву-чи!», альбом «Цунами»); и в песне «Столица» из того же альбома: «я покидаю столицу // раненой птицей // выжженным небом // черной травой».
Антонимический образный ряд черного - белого, воз¬можно, первоначально наметился в творчестве Светланы Сур-гановой, второй участницы дуэта «Ночные снайперы», поэзия которой, вероятно, оказала влияние на Д. Арбенину. Белый цвет превалирует у Сургановой над другими цветами. Она любит контрасты и нередко сопоставляет белый с черным или темным: «а город крошился на черном и белом // пуская в себя сок отравленных дней» («Так начинался день»); «белые люди в темных аллеях // как вас немного тут» («Белые люди»). Од¬нако у Сургановой контраст носит скорее орнаментальный, нежели символический характер, и семантическая связь черного / белого со 'смертью' прослеживается не столь явно и регулярно, как у Арбениной.
Черный цвет в текстах Арбениной связан также с темой однополой любви. Самым ярким примером здесь может по¬служить песня «Черное солнце:
это не франция это окраина питера
адреналин разбавляет мутные сумерки
темные девочки вяжут морскими канатами
вяжут морскими узлами души свои

черное солнце мне страшно
мне страшно здесь видеть тебя
я чувствую горький запах
ты поджигаешь ладони
черное солнце горит горит
под нами земля
останься на небе
не надо
останься на небе
останься

это не швеция это по невскому вечером
пальцев капканы навстречу прохожие хмурые
темные девы целуются под циферблатами
странные пары в несчастной жестокой стране.

здесь не Голландия здесь безысходная балтика
будущее остывает в окрестностях питера
темные дамы порхают над вязкими топями
и костенеют в болотах уже навсегда
На субкультурном сленге, «быть темой значит «придерживаться гомосексуальной ориентации». В песне «Черное солнце» данная лексема повторяется трижды. Для Арбениной существенно паронимическое созвучие слов «темный» и «тёмный», «тёмный» же ассоциируется с черным, а значение черного в этом тексте зафиксировано самим заглавием: перверсное, с апокалиптическим оттенком. Этот смысл подтверждается и текстом в целом.
В противовес значению «солнца» как символа жизни образ «черного солнца» становиться эсхатологическим символом разрушения, деградации, духовной смерти, и значит, тема чер¬ного маркирует однополую любовь как духовно разрушитель¬ную. В образном ассоциативном ряду «черный - тёмный - темный» каждый член семантически вмещает и два других.
Стих «черное солнце, мне страшно здесь видеть тебя» можно прочесть как обращение к небесному светилу или к дорогому человеку, женщине, попавшей в капканы «темных дев». Но в любом случае оценка ситуации негативная. Гомо-сексуальная любовь безысходна, подобна «болоту». Об этом и говорит припев - обращение к любимому или просто доро¬гому для автора человеку, другу (пол определен, но не суще¬ствен в данном случае) с чувством глубокого сожаления о том, что он/она «костенеет в болотах», с просьбой, с настойчивой мольбой «останься на небе, не надо», то есть останься чистым, идеальным, не умирай духовно .
Песня «Стерх и лебедь» представляет собой монолог ге¬роини о безответной, нереализованной любви, результат кото¬рой - разлука двух людей и смерть обоих:
я с тобой была счастлива
видела небо и видела крыши
и были чисты мои руки в темную ночь
кто-то приказал развести мосты
на одном берегу умирал черный стерх
на другом танцевал белый лебедь
теряя крылья
навсегда навсегда
«Белый лебедь», как известно, символ сложный и многозначный, который может означать многие понятия: от тайны до любви, поэзии и смерти. По распространенной легенде, лебедь поет лишь однажды - перед смертью, а если вспом¬нить широко известный в мировой культуре мотив плясок смерти, то не исключено, что танец лебедя означает у Арбени¬ной именно прощальную или предсмертную песню. «Стерх» же - «белый журавль» . Давая слову «стерх» определение «черный», Диана Арбенина (кстати, филолог по образованию) сталкивает черный и белый как цветовые антонимы, создает ок¬сюморон, который позволяет прочесть ее текст следующим обра¬зом: «на одном берегу умирал черно-белый стерх (журавль) / на другом танцевал (умирал?) белый лебедь». Значит, в песне Арбе¬ниной аномальный образ белой птицы, ставшей черной, превра¬щается в символ погубленной, умирающей души.
Для Д. Арбениной характерно не только уподобление чувств героини природным явлениям (например, сравнение с птицами), но и отождествление себя, своего лириче¬ского «я» с птицей: «Я покидаю столицу раненой птицей» («Столица»), «Я редкая птица, я вышла из дома» («Редкая птица»), песня «Страха нет» и, конечно, песня «Стерх и ле¬бедь», где две птицы символизируют лирическую героиню и ее адресата. Очевидно, объект любви в сознании героини - это белый лебедь, что подчеркивает не просто его красоту и благородство, но и идеальность, даже святость в противовес очерненной погибающей душе лирической героини («черный стерх»). Песня кончается словами «а на дне черный стерх бе¬лый лебедь уснули навсегда навсегда» - и субъект, и объект любви не просто умирают от невозможности соединения, так как чувство остается безответным, но гибнут духовно, лириче¬ская героиня впадает в сон, так как без любимого человека ей не жить (да и с ним тоже) .
Чрезвычайно интересным видится сочетание цветов и их оттенков в ранней песне Д. Арбениной «Завоюй меня»:
Белые флаги на башнях моего города
в городе моем пусто и холодно
в светлой комнате давно идет дождь
хорошо что ты не идешь
Припев:
завоюй меня
завоюй меня
от первых шагов до последнего дня
от тепла до сгоревшего в пепле огня
завоюй меня

красные флаги на башнях моего старения
тонкий вкус вечеров с попытками зрения
но расстояний суть такова
что верность без тела мертва

черные флаги на башнях моей святости
дерево вечной тоски без плодов и радости
в пыльных окнах покинутый взгляд
асфальт без дороги назад

а когда все флаги на башнях станут тёмно-синими
мы с тобой улетим в небеса тревожно-бессильные
но если закончен путь без конца
к чему откровенность лица

В чувственном мире лирической героини идет борьба. Сначала белый цвет (а также «светлая комната») свидетельст¬вуют о чистоте героини, ее непорочности (в сердце ее нет любви), и одновременно белые флаги на башнях ее города говорят о ее готовности покориться тому, кто стремится ее завоевать. Далее красный цвет (который, как будет сказано чуть ниже, часто ассоциируется у Арбениной с возрастом) говорит о бегущем времени и о стремлении героини жить в полную силу чувств. Наконец она завоевана, и тогда появляются черные флаги, так как святость и чистота ее убиты односторон¬ним чувством. Но тёмно-синие флаги в самом конце песни, за¬ключительный символ в данной цветовой парадигме - это знак божественного и вечного, куда уйдет лирическая героиня и ее адресат-завоеватель («мы с тобой улетим в небеса тревожно-бес¬сильные») и, следовательно, все человеческие страсти, радости и потери в восприятии героини останутся в этом, земном мире, несравнимом с высшими, небесными силами.
Следующий за черным и белым по частотности в текстах Арбениной - красный цвет. Традиционно он представляется как агрессивный, жизненный, исполненный силы, обозначаю¬щий как любовь, так и смертельную борьбу, то есть может сим¬волизировать как жизнь, так и смерть. У Арбениной красный (и его оттенки) присутствует, когда речь идет: 1) о возрасте: («красный цвет не в упрек годам», «красные флаги на башнях моего старения»); 2) о любви: «целовать тебя в шею // оста¬ваться следами // безупречного цвета // переспелой рябины»; в том числе в этом случае красный часто ассоциируется у автора со светофором: «я полюбила красный свет, // я разлюбила ти¬шину // несу тебе себя одну» («Светофоры»); 3) о крови, - как синоним слова «кровь» красный может одновременно символи¬зировать жизнь или смерть (это в особенности характерно для альбома «Цунами»): «удивительно как много крови во мне // никому не отдать кровь моя не в цене», «по юному красному насту // уже без тебя не поход»; или в песне «Россия 37»: «Олег Кошевой кашляет кровью // и дни его сочтены», «выстрел уло¬жит нас рядом // на красном прозрачном льду».
* * *
Преобладание черного и белого цветов в песнях Дианы Арбениной вовсе не означает, что мир, видимый и создавае¬мый ею, полностью окрашен в черно-белые тона. Напротив, он соткан из ярких красок; эксплицитное присутствие какого-либо цвета вообще характерно для песен Арбениной 1990-х годов. Но семантика доминирующих цветов - черного и белого свидетельствует, что предметы, определяемые ими, относятся прежде всего не к окружению, а к внутреннему ми¬ру лирической героини (или героя, если где текст написан от мужского лица). У Арбениной семантика этих цветов большей частью традиционна: белый - значит чистый, светлый, не¬винный или просто значит жизнь и добро, тогда как черный - сопровождает беду, потерю, разлуку, духовную или физиче¬скую смерть или другое, не имеющее даже имени зло; более того, частое сочетание черного и белого цветов усиливает и подчеркивает их основные значения, придает ситуации драма-тизм, будто доводя семантику цветов до абсолюта.
Но для песен Арбениной характерны и сугубо авторские, индивидуальные поэтические семантизации особенности цве-тообозначений:
- мотив белой рубахи, амбивалентно соединяющий тему смерти с жаждой обновленной и просветленной жизни;
- семантизация тёмного как особой разновидности черного, которая в сознании автора оценочна и связана с «темным» явлением;
- красный как символ возраста.
Кроме того, семантика основных цветов характеризует душевное состояние героини Д. Арбениной, обозначает движущие ею силы. Это прежде всего любовь, страсть, приносящие ей счастье и страдание, жажда жизни по законам добра, назло всем потерям. Героиня Арбениной стремится к полноте жизни, но часто, познавая реальность, отдаваясь ложным чувствам, сталкиваясь с предательством, испытывая боль, тоскует по новой светлой, чистой жизни, символом которой становится белый цвет, почти недостижимый идеал в ее мрачном и темном контексте.


Видео:

Фото:

География события:

Россия, Калининград

Теги:

наука