Меню

Журнал "Арбат-престиж": "Когда пишу песни - занимаюсь любовью"

15 октября 2007

дата указана приблизительно

корреспондент - Нина Иванова

В мае «Ночные снайперы» выпустили альбом «Бонни & Клайд», сводить который музыканты ездили на родину рок-н-рола – в Британию. А в начале осени издательство «АСТ» напечатало книгу Дианы Арбениной «Дезертир сна». В нее вошли тексты песен и «антипесни», то есть, собственно, стихи.

Диана, вы поделили тексты на песни и антипесни. В чем разница?

Разница колоссальная, и нет никакого взаимодействия между одним и другим. Для меня это абсолютно разные жанры – такие же разные, как, скажем, чай и кофе. Есть песни, которые пограничны со стихами, - например, моя очень ранняя песня «Свобода». Более того, я никогда не была инициатором публикации текстов. Я даже не ставила знаков препинания, потому что каждый это может сделать сам.

Как вы отличаете одно от другого?

Дело в том, что я пишу сразу и музыку, и текст. Условно говоря, мне приходит в голову песня «Рубеж» или «31-я весна» - я беру в руки гитару и начинаю играть и петь одновременно. А что касается собственно стихов, то я на гитару даже смотреть не могу, когда меня накрывают такие состояния. Должна сказать, что за этот год я написала рекордно малое число песен. Писала только стихи, причем с 1 января прошлого года я делала это как сумасшедшая. Я помню, даже позвонила Алле Демидовой – она в определенном смысле мой учитель – и спросила: «Алла Сергеевна, почему так происходит, почему все мои друзья встречаются, любят друг друга, пьют водку, ловят рыбы, а я сижу и пишу?» Пауза. «Диана, пишите», - ответила она. И я успокоилась. Если бы этого года не было, мы бы никогда не подумали о том, чтобы выпустить эту книгу.

Да, но в этот год вы выпустили еще и альбом.

Одно другому не мешает. Мне не доставляет труда делать одно и другое. Я сейчас уже совершенно в другой плоскости – думаю про выставку, которую в марте хотим сделать. Я рисовать не умею совсем, но меня это настолько завораживает! Родители говорили, что я очень хорошо рисовала до трех лет, а в три года как отрубило. Может быть, теперь, через тридцать лет, пора вернуться. (Улыбается)

Когда Василий Аксенов задумал выпустить сборник стихов из своих романов, то всячески подчеркивал, что это стихи прозаика. Можно сказать, что ваши стихи – это стихи музыканта?

Я всегда хотела быть сначала музыкантом, потом поэтом. Но на сегодняшний день я себя перепрыгнула. Мне сейчас кажется, что стихи лучше, чем песни.

Если учесть, что у вас лингвистическое образование, это вполне логично…

Меня всегда тянуло к музыке. А что касается лингвистики, то да, это безумно интересно, и, слава богу, мои родители настояли, чтобы я пошла учиться. Когда я оканчивала школу, со мной рядом было невозможно сидеть: это было такое конкретное ПТУ – я ничего не хотела. Родители же настояли на том, чтобы я поступила в университет. Но должна сказать, что к песням мое образование никакого отношения не имеет. У выпускников после окончания в голове полный винегрет. Я сознательно сделала себе лоботомию и благодаря этому осталась сама собой. Это очень просто – попасть под дамоклов меч влияния классиков и отречься от того, что Бог посулил именно тебе.

Но многие вас любят, в том числе и за прекрасные тексты.

Думаю, что это просто проявление воспитания и ума. Я не дура и человек начитанный. Когда меня спрашивают: «Тебе обидно, когда тебе говорят, что ты пишешь под Бродского?» - я отвечаю: «Это классно». Для меня стихи – это в первую очередь математика. Я занимаюсь математикой, когда пишу стихи, а когда пишу песни – занимаюсь любовью.

Занятие любовью предполагает партнера. Вам для этого нужно быть влюбленной?

Я постоянно влюблена. Там другие совсем процессы. Мне кажется, я пишу, потому что умею радоваться. Влюбиться можно заочно в человека, который сделал вот этот чайник или написал книгу. В книжке есть стихотворение «Эспераль». Там четко написано о том, что в принципе не стоит знакомиться, потому что тайна и загадочность может выветриться при встрече. Я бы не хотела познакомиться с Моцартом. Мне кажется, он был большим подонком, но мне нравится его музыка.

В предисловии к книжке написано, что у вас очень женская поэзия. Честно говоря, я с этим не согласна, а вы?

Я тоже не согласна.

А как вы относитесь к слову «поэтесса»?

Крайне негативно. Если говорить корректно, то женскую поэзию можно разделить на ту, что написана поэтами, и ту, что написана поэтессами. Кстати, в музыке то же самое. Мне кажется, что стихи у меня сухие, сухопарые.

Вы несколько раз довольно резко высказывались в адрес отечественной поп-музыки. Но при этом признавались, что вам приятно слушать Валерия Меладзе, Леонида Агутина. Как это сочетается?

Делить музыку на жанры – примитивно. Сейчас господствует эклектика. Есть качественная музыка, а есть наоборот. Есть талантливые люди, а есть бездари.

У вас нет ощущения, что русский рок – авангардный, протестный – стал просто одним из музыкальных стилей, потерял социальную окраску, и с этой точки зрения рок не отличается от качественной попсы?

Для меня рок всегда был просто стилем. Мне претит эта привязка за уши к протесту, маргинальности и т.п. Я человек очень чистоплотный и брезгливый по отношению к заскорузлым подвалам, расстроенным гитарам. Я знаю, что это такое, я с этого начинала. В мое время уже нет протеста, но и не было еще рок-н-рольного китча. Ведь и понятие «русский рок» себя исчерпало. Например, против чего всегда протестовал Гребенщиков? Да ни против чего! Он жил как вольное дерево. Так и живет. Я прекрасно понимаю, что никогда не смогу быть популярной.

Так вы уже популярны.

Это ерунда. Я не могу нравиться многим, но мне дороги те, кому я нравлюсь, и кто меня любит. Большего мне не надо. Я это говорю с полной ответственностью, потому что у меня за спиной изрядный опыт: 15 лет просуществовал коллектив. Тогда еще не было шоу-бизнеса в нашей стране, и мы прекрасно себя чувствовали тогда и сейчас.

А что должно было у вас случиться в жизни, чтобы появились песни «Романс №4» и особенно «Сенбернары»?

Я написала «Сенбернаров» в 4 часа пополудни перед тем, как поехать в Лужники на фестиваль «Наши в городе». Села, взяла гитару и написала эту песню. А «Романс №4» был написан 14 февраля, очень давно. У меня просто заболела однокурсница, такая трогательная была девочка, звали ее Надя Лютикова. Представляете? И чтобы ее подбодрить, я написала эту песню. Тоже никакого отношения к моей жизни не имеет.

Вам ведь после «Сенбернаров» щенка подарили…
Робеспьюша очень хороший парень, добрый. Конечно, он сын полка, потому что меня часто дома не бывает, и слава богу, что друзья помогают мне. Но я сделала все, чтобы ему было хорошо жить, было, где побегать. Можете себе представить… 110 килограммов? Когда он появился, мы снимали квартиру в Москве. У нас был очень хороший хозяин квартиры, но когда Робеспьюша стал большим и лужи тоже стали большими, хозяин попросил нас съехать. Я взяла кредит в банке и купила дом за городом. Вырос здоровый парень, поджарый такой.

И кто с ним сидит, пока вас нет?

Мой садовник. У меня есть управдом, мажордом, не знаю, как сказать, который за ним ухаживает. Мне вообще везет с людьми. Вокруг меня нет ни одного врага и подлеца. Я так рада, что ко мне плохое не прилипает.

Видео:

Фото:

География события:

Россия, Москва

Теги:

интервью, арбат-престиж