Меню

Сборник "Русская рок-поэзия: Текст и контекст", вып. 14. Статья 2

10 октября 2013

дата указана приблизительно

Сборник научных трудов "Русская рок-поэзия: Текст и контекст" выпускается Уральским государственным Педагогическим университетом с 1998 года. В сборник 2013 года вошла статья А.В. Юрченко "Семантика запаха и его функции в песнях Дианы Арбениной".

 

В тандеме со Светланой Сургановой Диана Арбенина вошла в русский рок в начале девяностых годов прошлого века. Начав как акустический дуэт со свойственными бардовским настроениями, Сурганова и Арбенина постепенно стали одними из важнейших фигур современной рок-культуры. Первые записи коллектива, получившего тогда название «Ночные снайперы», датируются 1994 годом. Спустя почти десять лет группа стала действительно известной, покорив слушателей хитом «Тридцать первая весна». С течением времени музыка выходила для девушек на первый план, но тем не менее они не забывали и о литературе. Под эгидой «Ночных снайперов» выходили книги со стихами и сборники песен («Патронташ», «Дрянь», «Цель», «30 песен "Ночных снайперов"»). Позже, когда союз Арбениной и Сургановой в 2001 году распался, каждая из них продолжала писать и выпускать книги. Сурганова в 2012 году выпустила книгу «Тетрадь слов», в которой читатель находит как тексты песен альбомов, выпущенных Сургановой в отдельности от «Ночных снайперов», так и её - как она их называет - «стихийные стихи». Арбенина, в свою очередь, выпустила три литературных сборника: «Дезертир сна» (2007), «Колыбельная по-снайперски» (2009), «Аутодафе» (2012). Все сборники (за исключением «Колыбельной по-снайперски») содержат тексты песен и стихи, или, как их называет автор, «антипесни». В последний же сборник, вышедший в 2012 году, кроме того, входит либретто спектакля «Мотофозо». В своём творчестве Арбенина часто прибегает к упоминанию запахов. Она, подобно герою Зюскинда Жан-Батисту Греную из романа «Парфюмер», методично описывает запах и аккуратно относится к нему как к одному из видов мироощущения лирического героя её «антипесен» и песен.

Целью данной статьи является определение значения запахов и их функции в текстах песен Дианы Арбениной.

Объектом нашего исследования стали как неизданные, так и изданные композиции рок-исполнительницы, вошедшие в альбомы «Капля дёгтя / В бочке меда» (1998), «Детский лепет» (1999), «Рубеж» (2001), «Цунами» (2002), «Тригонометрия» (2003), «SMS» (2004), «Тригонометрия-2» (2005), «Koshika» (2006), «Бонни&Клайд» (2007) и «Армия2009» (2009).

В текстах песен Арбениной запах представляет собой отдельный компонент, связанный с событиями, речь о которых идёт в той или иной композиции, но не являющийся смыслообразующим.

Проанализировав литературное творчество певицы, мы выделяем несколько значений запахов.

1. Запах как признак родственности и романтики. Под этим мы подразумеваем любовную лирику Арбениной, в которой лирический герой находится в состоянии влюблённости. Одним из ярчайших примеров этому служит следующая цитата:

.. .я никогда не говорил

«люблю тебя» - смущался. ...

ты пахнешь запахом моим...

«Бонни&Клайд» (1)

В данном примере запах передаёт родство и единство лирического героя и субъекта, которому посвящены эти строки. Запах в данном случае - это нечто невидимое, что объединяет и роднит двух людей, что несёт в себе заряд любви и самоотдачи. Благодаря упоминанию о запахе автор передаёт глубину романтических чувств между Бонни и Клайдом, что является неотъемлемым элементом одноимённой истории.

Другой пример:

.обними меня последний раз.

запах твой вкуснее молока на небе.

я прошу тебя - не медли!

«Грусть» (2)

Здесь через запах молока передаётся чувство нежности и любви. Более того, в данном случае слушатель и читатель может провести параллель с материнским молоком, которое символизирует - как неразрывность матери и ребёнка - родство лирического героя Арбениной и адресата этих строк. И к тому же белый цвет молока является признаком чистоты и прозрачности отношений.

В тексте песни «Ууу» мы наблюдаем похожую ситуацию: запах в ней так же отождествляется со вкусом, в чем прослеживается необыкновенная родственность, любовь, самоотдача лирического героя:

.. .ты мне сегодня будешь сниться.

я знаю запах твой на вкус.

навеки однопланетяне

с тобой разбросаны по миру.

я не забуду не покину. я таю таю без тебя (3)

Песня «Не кури при мне» («Люблю запах осени») несёт в себе одновременно два запаха: запах яблок и запах сигарет:

. люблю запах яблочный.

надкусывать брызгами.

гадать поцелуешь ли.

ну поцелуй меня!

сигареткой помечены

твои губы капризные... .

люблю запах осени.

огонь штурмует леса.

прошу не кури при мне

не кури при мне (4)

В данной цитате под запахом надкусываемого с брызгами яблока автор подразумевает тяжесть ожидания - «поцелуешь ли». Запах сигарет - «сигареткой помечены / твои губы.» - говорит о том, что ожидание было оправданным и ненапрасным. То есть в приведённом примере запахи являются не только символами, но и завуалированным движением сюжета.

Однако иногда для описания угасших романтических чувств и любви поэтесса также касается запахов:

он был печальный и серьёзный:

он вернулся к жене

цветы по-прежнему не пахли

на немытом окне.

как на войне подумал он.

«Бу-бу» (5)

В данной композиции как не имеющие запаха цветы, так и немытое окно, на котором они находятся, подчеркивают монотонность и скучность жизни того, кто «вернулся к жене», подчеркивают тот факт, что «он был печальный и серьёзный». То есть прямое описание происходящих событий подкрепляется идущими параллельно ощущениями и запахами.

2. Запах как символ единения лирического героя с природой и / или способ её описания. Одна из часто встречающихся тем в творчестве Дианы Арбениной - любовные отношения и природа. Эти два компонента неразрывны и дополняют друг друга. Одна из ранних песен певицы тому пример:

... мне в эту ночь не спится запах

ночных костров заведомо приятен...

... а лето пахнет солнцем.

«Солнце» (6)

«Запах ночных костров» придаёт песне особую атмосферу романтики, передавая одиночество и бессонницу лирического героя, когда он ночью уходит из дома и сидит у костра, размышляя о прошлом, вспоминая всё, что произошло. Упоминание лета в этой песне неслучайно. Это время года в текстах песен Арбениной часто символизирует расставание, одиночество и завершение определенного жизненного периода. Таким образом, лето, пахнущее солнцем, «запах ночных костров» передают грусть и печаль, наполняющие душу лирического героя.

Другой пример - песня «Черное платье (Первая песня для аккордеона»):

запахнет верхушками сосен,

и станет небо высоким

и мы затанцуем неловко...

В указанной цитате лирический герой находится в ощущении чистоты, которое передаётся посредством описания природы.

Подобная тема продолжается в других песнях раннего периода творчества исполнительницы:

. и апрельский туман нервы теребя

падает головой на тёплый гранит.

пахнет гарью лесов и теплой травой.

«Когда горит свет» (8)

мой дом пахнет летом. я переживаю

о тех, кто на марсе не загорает.

такая большая-большая планета

пахнет летом.

«Пахнет летом»(9)

Кроме того, цитата из песни «На границе» иллюстрирует данную категорию:

я тебе подарю ломкий стебель травы

тонкий запах смолы и немного хлеба

«На границе» (10)

В этой песне описываемый «тонкий запах смолы» передаёт тонкость чувств, желание подарить что-то лёгкое и необычное. Тем самым Арбенина подчеркивает единение с природой.

3. Запах как способ описания абстрактных понятий. Кроме запахов физических предметов в привычном понимании автор иногда прибегает к описанию так называемых абстрактных понятий, которые по своей сути не обладают запахами вообще. Например:

пахнет русским фольклором хотя мой отец

никогда не любил хлеба с солью

свыше данную роль мы делили

всегда пополам были сыты

для нас приготовленной болью...

«Русский пассажир» (11)

Под запахом русского фольклора Арбенина, вероятно, подразумевает русскую культуру, глубокую, богатую и многогранную, которой противопоставляется строка о нелюбви к хлебу и соли - исконно русской традиции. Здесь следует обратить внимание на тот факт, что повествование ведётся в прошедшем времени, следовательно, можно предположить, что отца, о котором идёт речь, уже нет в живых. Поэтому песня пронизана отсутствием запаха - своеобразным опустошением, подкреплённым болью. Другими словами автор, прибегая к упоминанию о запахе, - что парадоксально - указывает на его отсутствие.

Другой пример:

я тебе не спою, я тебе не скажу,

как пахнет порох на полях любви.

«Уставшие глаза от войны» (12)

Запахом пороха на «полях любви» автор обозначает окончание любви, завершение отношений. Поля любви - вымышленное понятие, а значит, абстрактное. Арбенина не случайно использует в своих песнях тему любви. В одном из своих интервью она объяснила причину этого: «Все песни, они-то - о любви». Передать трагичность того, что связано с любовью, -это один из основных лейтмотивов творчества исполнительницы. И данный пример, в котором мы можем наблюдать один из случаев, когда поэтесса прибегает к упоминанию о запахах, еще раз подчеркивает её стремление проиллюстрировать невидимое глазу прозрачное чувство любви такими же невидимыми запахами. Это помогают читателю и слушателю глубже прочувствовать суть песни и сообщения, которые автор посылает посредством ароматов.

Другой пример, подчеркивающий подобную мысль:

. не говори о нас, не вспоминай о нас

мускусом пахнет прошлое, ромом ботинки

ни в коем случае не поцелую, всё остальное просто...

«Что мы делали прошлым летом» (13)

Таким образом, запахи - неотъемлемая черта стихотворного и песенного творчества Дианы Арбениной. Она использует в текстах своих песен слова «запах», «пахнет», «аромат» и другие с целью метафорично передать настроения, завуалировать эмоции и переживания, о которых лирическому герою сложно сказать прямо и вслух. Творческий мир поэтессы наполнен различными нюансами - цветами и запахами, числами и местами. В её стихах «город пахнет любовью», а она сама же «этим летом пахнет собой». Так, подчеркивая вещи, на которые очень часто не обращают внимания, которым не придают значения, она показывает, насколько мир её творчества многогранен и непрост для понимания, а лирический герой - тонкая и уязвимая натура, которая всегда ищет любви и счастья.

1 Арбенина Д. Дезертир сна. - М., 2008. - С. 269.

2 Арбенина Д. Аутодафе. - М., 2012. - С. 60.

3 Там же. С. 59.

4 Там же. С. 122.

5 30 песен группы «Ночные снайперы» / Диана Арбенина, Светлана Сурганова. - М., 2002. -С. 33.

6 Арбенина Д. Дезертир сна. - М., 2008. - С. 187.

7 Арбенина Д. Аутодафе. - М., 2012. - С. 143.

8 Арбенина Д. Дезертир сна. - М., 2008. - С. 270.

9 Арбенина Д. Аутодафе. - М., 2012. - С. 63.

10 Ночные снайперы 30 песен группы «Ночные снайперы» / Диана Арбенина, Светлана Сурганова. - М., 2002. - С. 11.

11 Там же. С. 5.

12 Арбенина Д. Аутодафе. - М., 2012. - С. 88.

13 Там же. С. 167.

 

Видео:

Фото:

География события:

Россия, Свердловская область, Екатеринбург

Теги:

наука