Меню

Радио РСН: интервью в программе "Творцы"

29 ноября 2014

Певица Диана Арбенина в эфире «Русской службы новостей» посоветовала музыкантам не заниматься политикой. При этом она отметила, что это не означает не иметь гражданской позиции.

«Я бы посоветовала людям искусства политикой не заниматься. Это вообще не наше дело. И мы в этом, Слава тебе Господи, ничего не понимаем. Политикой должны заниматься политики. Музыкой — музыканты. Но мы же не овощи. У нас есть гражданская позиция. Иначе нас победить будет очень легко. Что касается пристального внимания СМИ к рок-музыкантам, я его не замечаю. Я вообще рок-музыкантов не замечаю. Их нет», - сказала она.

Ранее концерты Дианы Арбениной были отменены в Твери, Курске, Белгороде, Казани, Владимире, Краснодаре, Самаре и других городах. Арбенина связывает отмену концертов со своим выступлением в Киеве: тогда она извинилась за российских коллег, которые отменили свои выступления на Украине.

 

***

 

М. ЧЕБОТАРЁВА: В студии Диана Арбенина. Сразу хочется спросить, где бы я вас не видела, всегда видела с детишками Мартой и Артёмом, где они сейчас? 

Д. АРБЕНИНА: Сейчас они, как я им говорю, на своём рабочем месте — в детском саду. У нас так повелось, что с самого рождения практически, что каждый должен выполнять какие-то свои обязанности. Это очень важно. Мне очень нравится быть на сцене, это моё рабочее место. А их рабочее место непосредственно в детском саду, где они много чему учатся. 

М. ЧЕБОТАРЁВА: Проявляют ли уже склонность к творчеству, поют, может быть, уже стихи пытаются сочинять? 

Д. АРБЕНИНА: Что касается стихов, то это рифмы. Я и познакомила с тем, что значит рифма. И они теперь пытаются как-то рифмовать слова. И у них смешно получается, но меня недавно поразил Тёма, который не отличается хорошим поведением в детском саду. Когда мальчик хорошо себя ведёт постоянно, это странный мальчик. Поэтому у меня такой парень очень энергичный, и он там жару задаёт. Недавно он пришёл после садика, у них есть кружок «Барабаны». И он по моим плечам простучал хороший очень ритм. Я очень хочу, чтобы они занимались искусством, музыкой, живописью. Мне кажется, это очень развивает душу. И очень развивает человека как такового. 

М. ЧЕБОТАРЁВА: Они уже читают? 

Д. АРБЕНИНА: Да, они читают с переменным успехом. Стоит мне только уехать на гастроли, они начинают читать хуже. У меня совершенно нормальные дети. Боже мой. Как у всех родителей. Для того, чтобы навыки закреплялись, нужно постоянно ими владеть, постоянно себя тренировать. Поэтому мы сейчас опять читаем Хармса. Почему опять? Потому что Хармса мы читали достаточно давно. Теперь мы к нему вернулись на более осознанном этапе. 

М. ЧЕБОТАРЁВА: Что ещё из литературы вы посоветовали бы читать детям? 

Д. АРБЕНИНА: Начинать нужно с чего-то очень простого, чтобы обязательно была мораль. Нельзя читать просто странные предложения и не понимать, что говорится в них. В какой-то момент я поняла, что они читают, но читают как пономарь. Я говорю, Марта, точка — интонация вниз. Я пыталась их научить, кстати, я преуспела в этом. Сами они прочитали «Незнайку». Потом был «Буратино». И вот такими маленькими шажками мы приближаемся сейчас к более серьёзным по языку вещам, как то «Малыш и Карлсон». Я очень хочу, чтобы они прочитали эту книгу, я её очень любила и люблю. Что касается меня, что я им читают, понятно, свои любимые, понятно, стихи. И я в этом совершенно себя не ограничиваю. В какой-то момент взяла Маяковского и прочитала им стихотворение «Каждый из нас по своему лошадь». Бродского того же. Нельзя детей делить на возраст. Нельзя в ноль читать им «Колобка» потому что он должен в ноль услышать «Колобок» или в несколько месяцев. Нет. То, что ты любишь лучше всего воспринимается. 

М. ЧЕБОТАРЁВА: Если говорить о воспитании. В последнее время много разговоров о ювенальной юстиции. Происходит изъятие из российских семей в Норвегии, Финляндии. Мы делали много материалов на эту тему. Приглашали экспертов. Говорят, что в России культура воспитания детей и культура воспитания на Западе очень сильно отличаются. Что у нас она более жёсткая. Вы согласны с этим? 

Д. АРБЕНИНА: Мне кажется, да. Мы всё-таки воспитываем детей несколько иначе. Я могу сказать о примере нескольких детей, с которыми мы общаемся. Да, им позволено больше. Даже на уровне того, как мы ходим в детский сад. Мы ходим в детский сад ногами. И стали ногами ходить очень рано. Несмотря на то, что многие родители детей в сад привозят в колясках. Это такие детали, черты, которые очень хорошо характеризуют и семью, и страну, и систему воспитания в целом. Мы больше полагаемся на самостоятельность, на быстрое развитие ребёнка. И то, что он не совсем понятное существо, а мы к нему обращаемся уже как к человеку разумному. Мне очень нравится наша учительница русского языка в детском саду. Я просто отдыхаю, когда с ней беседую. Я понимаю, что этот человек — мой единомышленник. Она их воспитывает и так даёт им предмет, что они его любят. Они постоянно говорят: «Татьяна, Татьяна». Им это приятно. Я думаю, Боже мой. Самое главное, находить общий язык, безусловно. А в каждой системе воспитания есть перегибы, безусловно. Ив каждой системе воспитания есть отличительные черты, которыми нужно делиться друг с другом. 

М. ЧЕБОТАРЁВА: А что бы надо было перенять из западной системы? 

Д. АРБЕНИНА: Хороший вопрос. Не пытаться лишить детей детства моментально. Я балансирую между, потому что у них есть обязанности. Они моют посуду. Они стали мыть посуду очень рано — в 2,5 года. И я пытаюсь привить как можно скорее любовь к чтению. Но при этом и режим тоже у нас есть. Я приехала из Англии, у меня были там чтения. И я говорю, ребята, есть такой классный парень, его зовут Гарри Потер. И мы вчера смотрели Гарри Потера до полдвенадцатого. Можно это ломать. Нельзя воспитывать солдафонов. Ребёнок должен получить свою огромную меру детства, это важно. Или он сразу станет в 5-6 лет взрослым, скучным и затюканным. Этого бы мне не хотелось. При этом огромная вольность, которая позволяется ребёнку в других системах воспитания, меня шокирует японская. Они говорят, что до трёх всё можно. А исполняется три и всё нельзя. И я думаю, как объяснить детям, которым бы я позволяла скакать по столу, что сейчас тебе три года исполнилось, ты больше на стол не лезешь. А он это понять не сможет. Потому что уже заложена модель воспитания. Модель поведения. Мне это нравится, конечно. 

М. ЧЕБОТАРЁВА: Говорили о том, что детям надо давать больше свободы, чтобы воспитывать свободных людей. 

Д. АРБЕНИНА: И всё-таки, чтобы был режим. Это абсолютно необходимо. Режим, они тогда себя хорошо чувствуют, понимают, на что опираться. Это тоже важно. 

М. ЧЕБОТАРЁВА: Вы сказали, что вы читали стихи, были в Англии, выступали в Оксфорде. Расскажите об этом, что вы читали стихи студентам, как они вас воспринимали? 

Д. АРБЕНИНА: Мне очень нравится, что сейчас в российском обществе наблюдается такой всплеск интереса к поэзии. Причём в поэзии ещё сложнее обмануть, чем в музыке. В музыке проще. Можно обвеситься светом, звуком, видеоинсталляциями. И вроде ты крутой, и всё в порядке. А то, что ты поёшь одну и ту же песню 18 лет, тебя не колотит. А в прозе и в поэзии намного сложнее. Если это плохой поэт, то его слушать не будут. Если он хороший, он должен понимать,что он свою жизнь приносит в жертву дару, который тебе дался. Почему, непонятно. Что касается конкретики, меня пригласили в университеты Великобритании и Шотландии. Я там читала свои стихи, рассказы. Рассказывала о нашей русской поэзии. И всё это делала с большой гордостью. Потому что представляете себе Оксфорд, и ты рассказываешь, как русская публика собирается в парках и слушает, как читает стихи. Интересно, что каждый из этих университетов с гордостью приводит на какое-то место и говорит: «Вот здесь снимался Гарри Потер». В каждом университете у них снимался Гарри Потер. Смешно. И мне, конечно, был очень дорог этот опыт. Думаю, что нужно его каким-то образом продолжить. Я чувствую себя на своём месте, этого не скрываю. Мне действительно очень сложно писать стихи, но я это делаю. Делаю не для кого-то, для себя. И то, что это получает некий резонанс, то значит, так тому быть. 

М. ЧЕБОТАРЁВА: Можно вас попросить что-то из вашего любимого процитировать? 

Д. АРБЕНИНА: Конец войны пришёлся на ноябрь. Дешёвая гостиница, шезлонги. Дождь, как у Бредбери, распятые зонты. Ты не поверишь, мёрзнут перепонки. И так далее. Это стихотворение «Бредбери». Вы меня застали врасплох. Потому что если бы я не читала такое количество раз там, я читаю по книге. У меня вышел двухтомник «Спринтер». Там, где тексты — стихи и рассказы. И «Сталкер» - там песни и ноты. И вот я разумеется, вооружившись книгой «Спринтер», выходила на кафедру и читала с неё. Я не считаю, что надо свои стихи учить наизусть. Песни, да. Песни с пюпитром как-то странно в моём возрасте. А стихи с листа — хорошо. 

М. ЧЕБОТАРЁВА: Если перейти к концертам. Непростой период у вас в творчестве. Концерты запрещали. Сколько всего концертов отменилось?

Д. АРБЕНИНА: Осенью у нас был запланирован тур по городам России. И мы потеряли 30 городов. Я с большой гордостью говорю, что выстоял Воронеж. Я навсегда запомню этих людей и этот город. Этот город был первой ласточкой. Мы поверили тогда, это было в сентябре, что сумасшествие можно остановить. Его нельзя было остановить, потому что то, что происходило в городах, это было мракобесие. И сейчас у нас есть вторая гордость — город Екатеринбург, где просто возмутившись, концерт спровоцировали фанаты. Они его отстояли. И мы едем в Екатеринбург 18 декабря. 

М. ЧЕБОТАРЁВА: У вас 3 декабря будет большой концерт в Крокус-сити холле. 

Д. АРБЕНИНА: Кстати, интересно. Потому что до последнего у нас были мысли, будут ли концерты в Москве и Питере, потому что это всё-таки две столицы. Меня очень разочаровал Питер, Ледовый дворец нас выкинул. И я до сих пор не могу понять почему? Почему в моём любимом городе это случилось? Что касается Москвы, то Крокус-сити холл оказался более устойчив мозгами и душевно. И мы там сыграем 3 декабря. 

М. ЧЕБОТАРЁВА: Какая программа будет, что представите? 

Д. АРБЕНИНА: Это большой концерт, рок-н-ролльный. Будет два отделения. Мы в прошлом году играли в Крокусе. И мне нравится эта площадка, она здорово оборудована. Там можно открыть яму и удовлетворить вкусы некоторых и поколений, и людей. Те, кто не хотят стоять, они могут спокойно сидеть и слушать. Я там с большим удовольствием послушала сидя концерт Бутусова, когда был юбилей у него. Как мне там понравилось, Боже мой, невероятно! Я очень люблю Бутусова! И что касается нас, то у нас будет и стоячий партер, и сидячие места. Это будет классно. Будет три часа рок-н-ролла. В прошлом году у нас был режиссёром Кирилл Серебренников. В этом году мы всё делаем сами, потому что не хотим ни театр, ни кино. Хотим просто такой мощный драйвовый рок-н-ролльный концерт. 

М. ЧЕБОТАРЁВА: Публика уже истосковалась по вашим концертам. И это большой подарок для ваших поклонников. Всё-таки из-за чего отменяли концерты? Из-за той ситуации в Киеве, из-за того концерта, где вы якобы обратились к российским рок-музыкантам и обвинили их в том, что они якобы не поддерживают Украину, они хотят остановить там кровопролитие. Но это как я понимаю, всё-таки якобы. А как было на самом деле? 

Д. АРБЕНИНА: Я приехала на один из пяти концертов. В день рождения я играю концерты, стою на сцене. В этом году мне исполнилось 40 лет. Я выбрала пять городов: Сочи, Москву, Питер, Киев и Одессу. Приехала в Киев. А до этого сами музыканты отменяли свои концерты. Не ездили туда. И мне очень жаль публику, потому что я людей на национальности не делю. Для меня лишь бы человек был хороший. Или если он мерзавец, то я с ним общаться не буду. А что касается публики, то мне кажется грешно делить по национальности. Я вышла на сцену и сказала, что я против братоубийственной войны. Это так и есть. Я не понимаю, почему человек может быть «за». И вообще позиция рок-музыканта должна быть в исключительном пацифизме, в стремлении успокоить людей и обратить их к миру. Так учили Джон Леннон и Пол Маккартни. Все великие в музыке. И после этого всё это переврали сначала украинские СМИ. Рок-музыкант должен нести собою исключительно, призывать к миру. Я это и делала, и делаю, и делаю, и буду делать. Меня в этом никто не остановит. После того, как я просто пожалела этих людей, беда этой публики только в том, что она оказалась в неправильном месте в неправильное время. Но они же не виноваты в том, что там живут, правда? И после того, как я сказала, мне обидно за наших рок-музыкантов, которые приехали и вас не поддержали, ни Украину, а вас лично в это страшное время. Почему вас - надо обращаться к каждому. Не надо обращаться к обществу. Я не верю в коллективное. Это стадо. А на мои концерты приходят люди с именами и фамилиями. Они могут погибнуть и здесь , и в Киеве, ив Тбилиси, ив Париже. Нужно уважать фанатов. И понимать, если они тебе поверили, приходят к тебе на концерт, то нужно всеми силами пытаться и поддерживать, потому что на тебя возложена такая миссия. Так вот после этого, не успела я сойти со сцены, мои слова переврали украинские СМИ. Они сказали, что я извинилась за Россию. Это был бред. Я бы такое представить себе не смогла. А после этого подхватили российские СМИ и сказали, что я поддержала - просто словосочетание «нелегитимную власть в Украине». Я ненавижу словосочетание «я не интересуюсь политикой». Она какая-тот странная фраза. Мне, если честно, всё равно, что касается легитимно-нелегитимно, я не имею к ней никакого отношения. И это только начало. Это послужило сигналом к тому, чтобы люди в наших российских губерниях, которые сидят у руля в администрации, вдруг стали резко снимать концерты. 

М. ЧЕБОТАРЁВА: Какую причину вам называют? 

Д. АРБЕНИНА: Они объясняют тем, что вдруг случится пожар. Либослучится наводнение. Или вдруг на этой площадке будет сыгран спектаклю, который там не планировался. То есть, ахинея чистейшей воды. Мне интересно будет посмотреть в глаза, когда я вернусь в эти города, что они мне скажут? 

М. ЧЕБОТАРЁВА: Какова сейчас обстановка? 

Д. АРБЕНИНА: Сейчас мы планируем весенний тур. Он будет включать в себя те города, которые отменились, те страны, в которые мы не успели приехать. В частности, Австралия. И сыграв итоговый концерт года 3 декабря в Крокус-сити холле, думаю, мы перевернём страницу истории в жизни группы «ночные снайперы». Для меня эта осень очень показательна. Для меня эта осень выявила тех людей, которые рядом со мной. Они просто пластами от меня отваливались, я прекрасно понимала, кто тебе враг, кто тебе друг, и кто может за тебя постоять. Я поняла, что у меня было очень много людей, которых я считала друзьями, но они друзьями не являлись. Это нормально. Это такая переоценка ценностей. А что касается группы, то я ещё раз влюбилась в свой коллектив. Они полностью за меня. Никто никуда не собрался уходить, несмотря на то, что мы потеряли колоссальное количество концертов. Все скромно себя чувствуют, потому что денег, понятное дело, нет. Но все стоят до последнего. И они красавцы. И мы сейчас пишем два альбома. И сдаваться не собираемся. 

М. ЧЕБОТАРЁВА: На Украину поедете ещё с концертами? Есть ли она в этом туре, запланирована? 

Д. АРБЕНИНА: Нет, Украины пока нет. Если честно, вообще нет Украины. Мне бы разобраться с теми городами, которые отменились. Плюс у нас были планы на то, чтобы этой весной делать что-то другое. А получается из-за осени у нас вообще всё поехало. Я не могу сказать, что у меня есть дедлайны и сроки, но если я не приехала в город Иваново или Владимир, меня это задевает. Потому что там сидит публика. Вы знаете, чем занимались фанаты этой осенью? Они покупали и сдавали билеты. Вот отменился концерт в Иваново. Они сдают билеты и едут во Владимир. Во Владимире отменился, они едут дальше. Но так тоже не наездишься, у всех работа, никто же тут не Рокфеллер. Поэтому мне очень хочется вернуть то, что у меня отняли. И причём совершенно без причин на то. И когда я это верну, подумаю, что делать дальше. 

М. ЧЕБОТАРЁВА: Вы думаете, удастся побороть чиновничью стену? 

Д. АРБЕНИНА: Да. Я в этом убеждена. Я буду бороться до последнего. Потому что самое последнее дело, сидя на радио, признаваться в любви к своей стране. Я этого делать не буду. Но я могу сказать так. Я здесь также, как и все остальные заслужила право жить. Ничего не сделала за все эти годы, что меня позволило бы таким образом опустить. Раз. И просто ещё перед глазами простых людей, которые меня очень поддерживают. На улицах поддерживают, в детском саду вчера подошла женщина и сказала: «Диана, держитесь!». Нормально, я жду, пока Тёма оденется. Ко мне очень душевно относятся люди. И я не позволю перед простыми людьми меня порочить, во-первых, моё имя, во-вторых, моё достоинство и считать меня врагом. Так не будет. 

М. ЧЕБОТАРЁВА: Как вы думаете, это время такое, что такое пристальное внимание СМИ к рок-музыкантам, тот же Андрей Макаревич фигурирует в заголовках? Кризисное время, поэтому такое внимание обратили? 

Д. АРБЕНИНА: Что касается времени, я бы всё не спихивала на время. Всё равно всё решают люди, конкретные люди. И есть тому объяснение. Либо ты сидишь со своим генетическим страхом и чего-то боишься. У нас даже в Москве были случаи, не буду говорить где, это вопиюще было, когда мне пытались навязать мою якобы политическую позицию. Я не безголовая, я прекрасно понимаю, что вокруг меня происходит. Поэтому в этом смысле всё в порядке. Не надо говорить о том, что плохое время или кризис или ещё что-то. Всё всегда делали люди. По тому же Воронежу. Никто их не остановил в проведении концерта. Хотя им звонили. И там сидели ребята, которые говорили, ну мы-то нормальные, у нас всё в порядке с головой. И был классный концерт. Что касается пристального внимания СМИ к рок-музыкантам, я его не замечаю. Я вообще рок-музыкантов не замечаю. Их нет. 

М. ЧЕБОТАРЁВА: Рок-н-ролл мёртв, как поётся в песне? 

Д. АРБЕНИНА: Это тоже неправильно, я не могут так сказать, я же жива. А я играю рок-музыку и буду её играть, поэтому я не имею права сказать, что рок-н-ролл мёртв. Может быть, он в ком-то мёртв? А во мне он не мёртв. Потому что мне важнее купить гитару, нежели купить часы или квартиру. Просто поменялись ценности. Песни — они живые, творчество живо всегда и материально. Они, может быть, просто по-другому начать с тобой играть. Извините, что путано объясняю, но тем не менее, это то, что у меня в голове. Рок-н-ролл не мёртв, нет. 

М. ЧЕБОТАРЁВА: В некоторых музыкантах он, действительно мёртв. Потому что многие не выражают какие-то свои идеи, свою позицию. А музыкант должен это делать. Даже не политическую позицию, а какой-то взгляд на мир, жизнь. 

Д. АРБЕНИНА: Я бы посоветовала людям искусства политикой не заниматься. Это вообще не наше дело. И мы в этом, Слава тебе Господи, ничего не понимаем. Политикой должны заниматься политики. Музыкой — музыканты. Но мы же не овощи. У нас есть гражданская позиция. Иначе нас победить будет очень легко. 

М. ЧЕБОТАРЁВА: Помимо того, что отменяли концерты, у вас жизнь творческая идёт активно, летом вышел новый альбом «Мальчик на шаре», ваш сольный альбом. Как работалось над сольником, в чём отличие? 

Д. АРБЕНИНА: Сольный альбом — этот была попытка сохранить себя в коллективе, который на тот момент перестал внутри взаимодействовать. Мы ездили, у нас было очень много гастролей. Мы перестали репетировать, перестали интересоваться тем, что я пишу. Я как-то сильно тужила по этому поводу и грустила. А потом посмотрела по сторонам и подумала, а не записать ли мне альбом с Корнем? А вот записать. Таким образом, появились три музыканта: Корней, Пётр Чернявский, Стас Опойченков — барабанщик из Самары. И мы с Евгеном Ступка — это была идея, мы с ним работаем с 2000 года, уже 14 лет. Мы поехали в Таиланд. Мне бы не пришла идей поехать в Таиланд никогда. Потому что я знала на тот момент о Таиланде, что там Будда и ничего не надо, и тепло. Но тот момент ещё были волнения, это было в январе прошлого года. Мы поехали туда, там чудесная студия, которую оборудовали британцы. Работают там местные. И там здорово пишется. Мы забукировали большое количество дней, записали альбом в половину меньше, за 3-4 дня. Всё остальное время катались на лодке. Кто-то из пацанов очень сильно обгорел, по-моему Ступка. Там такое солнце, что кто-то сгорел. Очень быстро шла работа, легко, я благодаря этому, и новые песни записав, сделал некоторое количество шагов по реорганизации своего собственного коллектива с той целью, чтобы вернуться к плодотворной работе именно внутри. Я попрощалась с нашим соло-гитаристом, клавишником. У нас теперь вообще клавиш нет. Попрощалась с менеджером на тот момент. И коллектив задышал. И на сегодняшний момент нас четверо на сцене. Какое-то количество людей, которые за сценой. И это нормальный молодой, но уже кое-что понимающий в музыке коллектив. 

М. ЧЕБОТАРЁВА: Есть ли у вас любимые песни на альбоме «Мальчик на шаре»? 

Д. АРБЕНИНА: Мне нравится всё в этом альбоме. Они все» лёгкие, драйвовые, они очень мясные, что касается гитар. Мне нравится песня «Club 27». Мне нравится песня, которую мы туда включили совершенно случайно — «Нью-Йорк». Мы записали дополнительный трек в конце, просто выйдя на улицу. Взяли микрофон, гитару и вышли на лужайку перед студией ночью. Причём я хотела, чтобы лаяли собаки и квакали лягушки, вдруг кошка бы мяукнула. Чтобы это было максимально естественности всё отразилось. И записался звук постоянно включающегося холодильника. Он там какой-то стационарный большой, смешно. Записали в две гитары песню, которую я посвятила своему брату. Она мне очень нравится. Не могу выделить что-то одно, потому что альбом свежий, альбом во мн звучит. И мы в Крокус-сити холле будем его играть. Но не только его. У нас будет большая программа. И будет песня, которую мы ещё никогда и нигде не исполняли. 

М. ЧЕБОТАРЁВА: Что за песня? 

Д. АРБЕНИНА: Не скажу. Приходите в Крокус. Это будет неожиданно, я думаю. И единственное, что могу сказать, она будет в первом отделении. У нас уже составлен плей-лист, мы плотно репетируем. Мне хочется, чтобы это был классный концерт. И чтобы он был совершенно другим, чем прошлогодний. 

М. ЧЕБОТАРЁВА: Я уверена, что концерт будет классный, потому что уже говорила со многими вашими поклонниками. Все очень ждут концерта, очень за вас переживают со сложившейся ситуацией. Вы общаетесь с поклонниками, как он реагируют на всё, что происходит? 

Д. АРБЕНИНА: Я им говорю, всё хорошо. Они мне говорят — держитесь. А я им говорю — всё хорошо. Они мне говорят — держитесь. Вот так мы друг друга и понимаем. У меня очень хорошая армия, очень хорошие ребята. Они этой осенью обрели лица и голоса, мнения. И я ещё раз поняла, что когда общаешься, нельзя апеллировать к непонятно какой массе людей. Это неправильно. Нужно видеть лица, нужно видеть глаза. Ни в коем случае не предавай людей, которые тебе поверили. Это я говорила в Киеве, говорю сегодня. Музыканту, которому дана такая власть, которой не имеет художник, поэт, потому что музыкант громче. И если он громче, и если ему дана возможность ярче объяснить людям, что происходит и ярче попросить их быть толерантными, добрыми, почему этого не делать? Это наша прямая обязанность, иначе это будет не общество, а стадо. 

М. ЧЕБОТАРЁВА: Концерт посвящён вашему дню рождения, вам исполнилось 40 лет. Вы сами назвали эту цифру, хотя обычно говорят, что с женщинами о возрасте не разговаривают. 

Д. АРБЕНИНА: А мне нравится мой возраст. 

М. ЧЕБОТАРЁВА: Какие-то подарки от поклонников получили особенные? 

Д. АРБЕНИНА: Самое главное, что ко мне пришло и что мне подарили люди, единодушие и действительно поддержку. Я могла рассказать про торт, про картинки, которые нарисовала Марта, это очень важно. Но опять же повторяю, намного важнее созвучность душ. Я это ощущаю в полной мере. И эти концерты, которые были на крыше, которые были клёвые, летние, они действительно - такой мостик в 3 декабря. Потому что мне хотелось бы всю эту летнюю радость умножить на осеннюю вдумчивость, и сделать такой горячий классный зимний концерт. 

М. ЧЕБОТАРЁВА: Вы уже раскрыли одну тайну, сказали, что покажете новую песню, материал. Как идёт работа над новым материалом, сколько накопилось песен? И когда ждать новых альбомов? 

Д. АРБЕНИНА: Все песни, к сожалению, написаны. Почему к сожалению? Мне говорят, что раньше лета нельзя выпускать. Потому что только что вышел новый альбом «Мальчик на шаре». Но материал уже есть. Мы сейчас над ним думаем. И готовимся, чтобы его каким-то образом облечь в форму. Мне нравится за этим наблюдать, там будут неожиданные пасы, которых от меня публика не ждёт. 

М. ЧЕБОТАРЁВА: Не раскроете секрет пока? 

Д. АРБЕНИНА: Как же, заинька, я могу открыть секрет? Если я скажу, так не сбудется же. Начинаешь песню писать. И вдруг проходит рядом твой друг костя. И ты говоришь, Костя, я тут песню пишу, набросок, послушай. Тогда ты эту песню не закончишь никогда. Нельзя открывать, пока не сделал, открывать нельзя. Всё сразу сгорает. 

М. ЧЕБОТАРЁВА: Новый состав участников группы — это как-то повлияет на форму? 

Д. АРБЕНИНА: Я бы не сказала, что это новый состав. Митя Горелов, Сергей Макаров, люди, которые работают не первый год. Митька, вообще, 13. Появился только один новый участник — Денис Жданов наш соло-гитарист. И он очень сильно оживил звучание гитары. Он сделал её современной вкусной мощной, но при этом нежной. Мне нравится, как он работает, как он играет, хороший парень. И повторяю, что на одних музыкантах не возможно группу сделать живой. У нас происходит огромное количество закадровой работы, поэтому я обновила и административный штат. Очень этим довольна, потому что мне было тяжело работать последние годы. Люди не работали, просто сидели и думали, что так правильно. А так неправильно. Коллективу, которому 20 лет и ты считаешь, что всего достиг, ты крутой директор, ты не делаешь новые города, новые площадки, группа просто загибается в самой себе. Это неправильно. Группа должна чувствовать, что она молодая. Такие щенки зелёные, которые очень хотят поехать в Тбилиси сыграть на фестивале. И когда это получается,у тебя такое количество сил после этого, это здорово. Это как провести новое классное интервью для вас. 

М. ЧЕБОТАРЁВА: У вас будет тур по городам Прибалтики сразу после концерта 3 декабря? 

Д. АРБЕНИНА: Да, мы поедем в Прибалтику. В Прибалтику мы ездим практически каждый год, для меня это не новость, хотя это очень важно. Мне важно рассказывать людям, которые там живут, что в России есть классная музыка и в России есть группы, которые стоит любить и слушать. У нас так происходит. У нас впервые будет Скандинавия. Мы никогда не были в Хельсинки и в Стокгольме. Это здорово. 

М. ЧЕБОТАРЁВА: Куда ещё хотелось бы поехать с концертами, где никогда не были, прямо мечта? 

Д. АРБЕНИНА: Мечтаю вернуться в те города, куда, к сожалению, не смогла приехать в этом году. Иваново, Белгород, Владимир, Нижний Новгород — удивительный город, который тоже сдался. Но ничего. Город не виноват. Хотелось бы вернуться в Азию. Мы начали этот год в январе с того, что я прилетела в Азию — в Сингапур, Гонконг. Там я сыграла. И хочу туда вернуться с группой. Встряхнуть как-то их. И впереди у нас Питер 11 числа, это тоже важно. Слава Богу, что есть здравомыслящие люди, которые стоят до последнего и дали нам площадку клуба А-2, мы там сыграем программу тоже. 

М. ЧЕБОТАРЁВА: Помимо концертов вы много путешествуете. Есть ли места, куда поедете в ближайшее время, куда давно хотели? 

Д. АРБЕНИНА: Разве что во Францию. У меня работы много в России, я не могу себе позволить путешествовать сейчас. Раз. Во-вторых дети. Я либо с ними, либо работаю. А с детьми путешествовать тоже непонятно как. Потому что я повторяю то, с чего началось интервью. У них есть рабочее место в детском саду. Они должны учить языки, заниматься кружками, я их беру с собой по мере возможности. Но тогда для них лафа, праздник. А постоянно быть празднику невозможно. Поэтому мы пытаемся всё совмещать, но что касается Нового года, мы будем дома. Я хочу встретить Новый год дома. С детьми, с пельменями, с Дедом Морозом. Я пошла на такую вещь, я написала колонку в журнал «Русский пионер» про Новый год. И в конце сказала, что кто одинок и кому не с кем встречать Новый год, приходите ко мне в гости. Домочадцы в шоке. 

М. ЧЕБОТАРЁВА: Представляете, придёт толпа поклонников. 

Д. АРБЕНИНА: Почему нет? Надо просто уметь лепить пельмени. 

М. ЧЕБОТАРЁВА: Можно будет открыть цех по производству пельменей? 

Д. АРБЕНИНА: Посмотрим. 

М. ЧЕБОТАРЁВА: А если, правда, придёт человек, позвонит вам в дверь, ваша поклонница, пустите к себе? 

Д. АРБЕНИНА: И поклонницу. И поклонника пущу. Все же люди. 

М. ЧЕБОТАРЁВА: Приходите к Диане Арбениной домой. Можно пригласить наших слушателей. Будете лепить пельмени. Я прочитала, что у вас состоится концерт, где вы будете в качестве диджея? 

Д. АРБЕНИНА: Почему не поставить свои песни любимые, наконец уже? 

М. ЧЕБОТАРЁВА: Виниловые пластинки? Вы увлекаетесь? 

Д. АРБЕНИНА: Да, мне нравится винил. Не потому что это сейчас модно, а это очень модно. Здорово, когда мода приходит туда, где есть содержание. В данном случае я ратую за тот самый звук, который был на виниле, которого мы лишились с изобретением цифры как таковой. Мне это приятно. Я свезла сейчас пластинки со всех мест, где я жила. И буду ставить какие-то песни, какие, ещё не знаю. Час это очень мало. Надо чтобы всё вместилось. С большим удовольствием буду это делать, пожалуйста, приходите. 

М. ЧЕБОТАРЁВА: Нет ли желания сыграть с кем-то из западных музыкантов? 

Д. АРБЕНИНА:Надо подумать, почему нет? Если это случится, то можете считать, что вы меня натолкнули на эту мысль. 

М. ЧЕБОТАРЁВА: Хотелось бы вас увидеть вместе с U-2 выступающей. 

Д. АРБЕНИНА: Хорошие ребята. Я ездила на многие концерты западных рок-звёзд, как то концерт «роллингов" в Риме в этом году на стадионе. Я заметила, что чем больше человек достиг, тем меньше у него понтов. И этого я бы очень хотела пожелать тем, которые думают, что чего-то добились. Когда человек в 72 года выглядит как 30-летний, скачет по сцене три часа и зовут его Мик Джаггер, которому не слабо играть каждый день и он просто потрясающий музыкант. Причём ставший музыкантом вопреки своему образованию, это не может не удивлять и не восхищать. А когда человек в 40 лет — развалина, тут как-то не срастается у меня. 

М. ЧЕБОТАРЁВА: Откуда берёте вдохновение, что для вас источник? 

Д. АРБЕНИНА: Конечно, люди, любовь и я ещё пишу, потому что мне не всё равно, что происходит. И мне очень часто бывает не по себе и стыдно за то, что я вижу вокруг. Но при этом доминирует радость. Я всегда просыпаюсь в очень хорошем настроении, чтобы ни было. У меня всегда хорошее настроение. Я просыпаюсь как 18-летний человек или 12-летний, которому зайчик пробежал по простыне, и он уже счастлив. Как дети. Мне это очень нравится. И пока мне будет нравится жить, я буду писать. А как только я буду изображать радость, писать уже не получится. 

М. ЧЕБОТАРЁВА: Будут ли выходить в ближайшее время ваши книги ещё? 

Д. АРБЕНИНА: Мы сейчас делаем следующие тиражи того, что вышло, потому что не осталось книг. Моя мечта — уехать куда-нибудь на полгодика и написать прозу. Надо загадать желание Деду Морозу, может, он исполнит? 

М. ЧЕБОТАРЁВА: Кто из писателей — современных, классиков вам близок сейчас? 

Д. АРБЕНИНА: Сейчас я ещё раз расскажу про Салмана Рушди. Этот автор не оставляет меня в покое, он глобальный для меня. Притом, что всё началось с его вещицы «Земля под её ногами». Она для меня была пропитана рок-н-роллом. Мне показалось, что человек что-то понимает. Потом я начала читать другие его вещи, поняла, что они не про рок-н-ролл. Но то, что он знает музыку, это абсолютно точно, и в ней разбирается. Говорят, что до сих пор читает лекции. В Атланте в штате Джорджия можно его послушать. Что касается нашей литературы, то недавно в Лондоне пошла в книжный магазин, я люблю это дело. Купила книги на английском языке. И попался мне раздел русской литературы, он там есть, автор, которого я не знала до этого. Вадим Левинталь, питерец. Читаю сейчас его роман «Маша Регина». При том, что когда я увидела, было написано Маша, а под словом Маша — Регина. Я прочитала Маша Регина. Но из контекста понятно, что это имя собственное — Маша Регина. Очень хороший язык. И такой посыл к Ольге Славниковой, которая в своё время меня поразила. Но по-мужски. 

М. ЧЕБОТАРЁВА: Из классиков кого-то перечитываете? 

Д. АРБЕНИНА: Классиков хочется перечитывать, безусловно. Даже не буду говорить про Достоевского. С удовольствием перечитала бы Ильфа и Петрова, Булгакова и возможно, этим займусь на зимних каникулах, если будут таковые. А так они настолько во мне, что если я хочу обратиться к кому-то, мне достаточно понять, что я думаю и какое у меня настроение, и тогда я беру «Братьев Карамазовых», нахожу тот фрагмент, который мне нужен. 

М. ЧЕБОТАРЁВА: Вас можно встретить в кино или в театре? Часто ходите? 

Д. АРБЕНИНА: Что касается театров, отличный вопрос. В кино я хочу сходить на «Озона». Вышел новый «Озон». Когда стали отменяться концерты, я вопреки доброжелателям не сидела дома и водку не пила. Я стала ходить в театр. Я очень люблю ходить в театр, любовь привил отец к этому жанру искусства. Я на одной неделе сходила в театр четыре раза, четыре спектакля посмотрела. «МКАД» с Дубасом и Козыревым, два спектакля Константина Богомолова и авторский спектакль Артура Смольянинова, которого тоже очень люблю. Что касается театров. В «Театре наций» сейчас идёт премьера «Гаргантюа и Пантагрюэль» Богомолова. Также мне очень хотелось посмотреть «Гамлета» в исполнении Жени Миронова. Не срослось, хотя была буквально на пороге театра. Но пообещала детям пойти на концерт Молодёжного симфонического оркестра под управлением Юрия Башмета. Поэтому пошли слушать музыку. Я люблю очень то, что происходит в Москве в культурной жизни тоже. Поэтому в театрах меня можно увидеть 100%. 

М. ЧЕБОТАРЁВА: Спасибо вам, Диана. 

Д. АРБЕНИНА: Спасибо, Машенька, за адекватность и за вопросы. Приходите на концерты. 

М. ЧЕБОТАРЁВА: Приду обязательно. И вы к нам приходите ещё. 

Д. АРБЕНИНА: Ладно.

 

Корреспондент - Мария Чеботарева

Источник - Русская служба новостей

Видео:

Фото:

География события:

Теги:

рсн, интервью (радио)

Другие материалы: